← Безопасность и страхование

Штрафное лобби. Чем обернется снижение допустимого порога превышения скорости

https://cargocash.ru

МВД и Минтранс предложили уменьшить «нештрафуемый» порог превышения скорости до 10 км/ч. Чего тут больше — заботы о безопасности или стремления пополнить бюджет?

МВД и Минтранс предложили уменьшить «защитный» скоростной интервал с 20 до 10 км/ч. Если предложение будет принято, автомобилистов будут штрафовать на 500 рублей за превышение скорости от 10 до 40 км/ч. Новую норму предлагается применять только в населенных пунктах.

Меньше пробок и аварий

Безусловным плюсом станет снижение аварийности. Речь идет о ДТП в целом, не только об авариях с погибшими и ранеными. Дело в том, что снижение пиковой скорости движения в условиях высокой плотности транспортного потока приведет к уменьшению вероятности столкновений. Дорожная обстановка должна стать лучше. Ведь заторы, связанные с мелкими авариями, составляют примерно 1/3 от общего числа пробок в крупных городах.

Прогнозировать точную цифру снижения числа ДТП, на мой взгляд, невозможно, но сыграть в «красное/черное» можно — и гипотеза о том, что снижение пиковой скорости приведет к сокращению числа ДТП, скорее всего, верна.

Количество погибших и раненых на дорогах тоже должно уменьшиться. В теории. На деле серьезные аварии, как правило, связаны с серьезными нарушениями ПДД. Неадекватного человека, решившего прокатить по городу со скоростью 150+ км/ч, не остановит никакой штраф, это могут сделать только инспекторы ГИБДД, численность которых была резко сокращена в пользу камер.

Впрочем,

вероятность наступления тяжкого исхода при столкновении на скорости 70 км/ч значительно меньше, чем при столкновении на скорости 80 км/ч,

 это связано с экспоненциальной зависимостью вероятности увечий от скорости движения (и от того, пристегнут ли водитель и пассажиры).

Наконец, более спокойный скоростной режим способствует увеличению пропускной способности дорог и магистралей, правда незначительному. Этот эффект достигается за счет снижения допустимой дистанции между автомобилями при равномерной скорости движения.

Например, при снижении пиковой скорости с 80 до 70 км/ч в городе пропускная способность дорог возрастет на величину до 10%. Наиболее оптимальным с точки зрения пропускной способности является режим 50 км/ч — он принят во многих городах Европы. Пропускная способность дорог в этом случае возрастает на величину от 25 до 30% — в зависимости от состояния дорожного покрытия.

Плюсы заканчиваются

Основным минусом грядущей реформы является вопиющее несоответствие существующих дорог и установленного для них скоростного ограничения. Так, например, на магистралях, построенных по всем требованиям безопасности (в Москве это Калужское, Киевское и Дмитровское шоссе) и спроектированных в расчете на скоростной режим от 120 до 150 км/ч, почему-то устанавливается ограничение 60 км/ч.

Подобное не только раздражает водителей, но и дает обратный эффект в плане безопасности: 

«неестественный» скоростной режим приводит к тому, что водители вынуждены смотреть на спидометр чаще, чем на саму дорогу, — ведь того и гляди превысишь. 

В результате происходят частые столкновения.

Парадоксально, но после увеличения разрешенной скорости на трассах ГК «Автодор» до 130 км/ч аварийность уменьшилась, причем весьма значительно — практически на треть. Ларчик открывается просто: когда водитель едет со скоростью, адекватной самой дорогое, ему гораздо комфортнее. Он реже отвлекается и, как следствие, реже попадает в серьезные дорожные инциденты.

Крайне низкий уровень контроля решений в области организации дорожного движения со стороны государства открывает возможности для разнообразных махинаций со стороны операторов частных камер фиксации нарушений.

Напомню, что большинство камер сейчас устанавливают в так называемых «очагах аварийности». Таким «очагом» считается место, где за год произошло три и более ДТП. Сами понимаете, что при наличии двух автомобилей, которых «не жалко», можно легко превратить любой произвольный участок дороги в опасный «очаг».

В качестве стандартной меры на этом отрезке снижают скорость и устанавливают камеру. Возможно, именно так на наших дорогах и появляются вопиюще абсурдные ограничения скоростного режима, «подкрепленные» камерами частных операторов.

Снижение допустимого порога превышения скорости в городах, как ни странно, может спровоцировать рост аварийности на загородных трассах.

Ведь для безопасности дорожного движения критически важное значение имеет степень усталости водителя. Ничто так не выматывает, как необходимость постоянно тормозить/разгоняться, проезжая многочисленные населенные пункты.

Дальнобойщики едут в спокойном режиме 85-75 км/ч именно для того, чтобы минимизировать усталость от постоянного переключения скорости. 

Однако после того, как в населенных пунктах нормой станет «+10 км/ч», им придется сбрасывать и разгоняться, усталость наступит гораздо раньше, и аварии, вызванные потерей концентрации внимания, не заставят себя ждать.

Удивляет, что такая масштабная и важная реформа, затрагивающая интересы миллионов человек, затевается без всякого общественного обсуждения. Это значит, что решение будет принято традиционным способом: спущено сверху. Водителям останется либо подчиниться, либо платить.

Петр Шкуматов