← Логистика, грузы

Клюнули на рыбу: петербургским перевозчикам не заплатили за доставку сотен контейнеров в Москву

pixabay

Анонсированная рыбаками и одобренная президентом России Владимиром Путиным идея по доставке рыбы с Дальнего Востока в европейскую часть страны по Северному морскому пути обернулась многомиллионными убытками для петербургских логистических компаний.

Петербургские контейнерные перевозчики массово подают в суд на столичное ООО «ТГ-транс», входящее в логистический холдинг «Термокон групп», подконтрольный Олегу Воронову.

Осенью 2018-го экспедитор «ТГ-транс» ангажировал крупнейших петербургских перевозчиков для доставки из местного порта в Москву нескольких сот контейнеров с рыбой, прибывшей с Дальнего Востока. Инициативу рыбодобытчиков по транспортировке рыбы и морепродуктов с Дальнего Востока (где добывается 70% российских биоресурсов) на Запад (где она в основном потребляется) публично одобрил президент РФ Владимир Путин. Дополнительный бонус этой схемы — загрузка Северного морского пути, повышением которой грезят в правительстве.

Гуру перевозок

В течение трех дней груз, прибывший в октябре на Первый контейнерный терминал петербургского порта, контейнеровозы доставили в столицу. Однако полного расчета контейнерные перевозчики до сих пор не получили. Это катастрофически сказывается на их и без того незавидном финансовом положении: затраты (стоимость топлива, налоги) растут, а доходы стагнируют из-за высокой конкуренции со стороны индивидуальных предпринимателей, которые в отличие от крупных компаний могут экономить на налогах, на содержании и эксплуатации материально-технической базы. Причем многие компании обременены кредитами на покупку новых автомобилей, а банкиры не церемонятся с заемщиками, которые своевременно не возвращают долги.

«Нам задолжали более 1 млн рублей. И это, надо сказать, крупно повезло, потому что часть средств мы предусмотрительно взяли по предоплате. Но уже полгода, как от ООО «ТГ-транс», с которым заключен договор, не поступает средств. Готовим иск в суд»,

 — говорит Артем Баршай, глава и совладелец ООО «Союзхимтранс-Авто».

Специализирующаяся на контейнерных перевозках компания «Нева-Балт СПб» уже предъявила «ТГ-транс» иск на 3,8 млн рублей. Истец сообщил, что встречался с главой учредителем ответчика Олегом Вороновым, и он пообещал начать погашать задолженность после новогодних праздников.

«Хотя по договору «ТГ-транс» должен был оплатить контейнерные перевозки в течение пяти дней после их завершения, — уточняет генеральный директор ООО «Нева-Балт СПб» Константин Авилкин. — Праздники кончились месяц назад, а от «ТГ-транс» не пришло ни копейки». Акты выполненных работ удалось подписать только через два месяца после исполнения контракта, добавляет глава компании.

В беседе с корреспондентом МГ Олег Воронов признался, что перевозкой рыбы начал заниматься одним из первых в стране и занимается этим уже 20 лет, а ситуацию с долгами отказался комментировать, сославшись на коммерческую тайну.

Исправный неплательщик

Судебная практика у компаний, связанных с Вороновым, богатая: только головная компания холдинга — ООО «Термокон групп» с годовым оборотом 142 млн рублей — с начала 2018-го, согласно данным картотеки Арбитражного суда, получила 15 исков на 36 млн рублей — 81% от общей суммы всех предъявленных исков. Большинство из них касается неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договорам. Еще 13 исков на 14 млн рублей за тот же период получило входящее в группу ООО «Термокон». Из всего этого можно предположить, что логистический холдинг Олега Воронова переживает не самые лучшее времена, и, возможно, платить контрагентам попросту нечем.

Через суд получить деньги с компании с уставным капиталом в 20 тысяч рублей надежд мало. 

Динамика финансовых результатов ООО «ТГ-транс», учрежденного в 2006 году, выглядит не так, как у предприятия, с которого можно взыскать что-то стоящее.

 К 2010 году выручка компании достигла максимума — 13 млн рублей, а затем резко пошла вниз, обнулившись к 2013 году. Активы компании с 22 млн на начало 2008 года сократились до 53 тысяч к началу 2017-го.

По словам Константина Авилкина, в последнем телефонном разговоре Воронов якобы откровенно заявил, что никогда никому ничего не обещает, а на перспективу судебного разбирательства как будто язвительно заметил: «Мы знаем судебную практику — это бред полный».

По словам участников рынка, ООО «Термокон» с помощью линии Maersk планирует новые поставки в Петербург. Сам Воронов не стал комментировать вопросы оплаты работы перевозчиков и платежеспособности своих компаний. Так что риски сотрудничества с этим контрагентом достаточно высоки, предполагают контейнерные перевозчики.

Дарья Гичева, руководитель арбитражной практики компании «Экспертный консалтинг»:

Некорректно делать вывод о возможности или невозможности исполнения судебного решения исходя исключительно из размера уставного капитала ответчика. Хотя косвенно это влияет на перспективы взыскателя, поскольку компании с большим уставным капиталом — как правило, серьезные, с приличным денежным оборотом и историей. В ходе исполнительного производства взыскание обращается на денежные средства, находящиеся на счетах должника, а также на любое его имущество. Таким образом, если должник осуществляет реальную коммерческую деятельность, существуют хорошие перспективы взыскания долга.

Более того, как показывает практика, поскольку финансовая деятельность должника будет парализована до полного исполнения судебного акта (так как все средства, которые появятся на его счетах, будут переведены истцу), сам факт наличия судебного решения является большим стимулом для переговоров о добровольном погашении долга. В случае, конечно, если речь не идет о фирмах-однодневках либо преднамеренном неисполнении обязательств.

Если же должник финансово не активен, не имеет на счетах денежных средств и имущества, то перспективы фактического взыскания долга стремительно уменьшаются.

Относительно перспектив спора: в случае, если задолженность будет надлежащим образом подтверждена документально, весьма вероятно, что суд удовлетворит иск частично или в полном объеме.

Существует возможность привлечения к субсидиарной ответственности учредителей компании, но дело это трудо- и финансоемкое.