Ведомство намерено взять под контроль сервисы, осуществляющие установку и настройку тахографов, а проверку тахографического оборудования хотят включить в процедуру техосмотра
В феврале Минтранс опубликовал текст законопроекта, регламентирующего режим труда и отдыха водителей коммерческого транспорта. Новые нормы обяжут их проводить за рулём не более 9 часов в сутки. Два раза в неделю это правило можно будет нарушить и управлять транспортным средством не 9, а 10 часов. Каждые 4,5 часа водитель должен делать перерыв. Работать без выходных нельзя: хотя бы один день в неделю нужно отдыхать. Вишенка на торте – запрет работы без тахографа: мера, в целом, логичная, ведь именно это устройство позволяет отслеживать соблюдение режима труда и отдыха.
Ожидается, что новые правила вступят в силу 1 ноября этого года.
В преддверии этого события транспортное ведомство решило ужесточить требования к установке и обслуживанию тахографов. Об этом 5 марта сообщил «Коммерсантъ», сославшись на проведенный Минтрансом анализ собственного указа №36 от 2013 года. Специалисты министерства пришли к выводу: многие положения этого указа устарели и нуждаются в переработке.
Одно из главных нареканий относится к деятельности автосервисов, некачественно выполняющих установку и обслуживание тахографического оборудования. Перевозчики зачастую не обладают должной квалификацией и не могут оценить качество выполненных работ, а неправильно установленный тахограф может измерять параметры некорректно.
Кроме того, некоторые недобросовестные сервисы помогают владельцам машин «подкрутить» тахографы, «обмануть» их и заставить записывать неверные данные – заниженную скорость и т.п. В случае, если правоохранители выявят нарушения, ответственность понесёт владелец транспортного средства, а оказавшие ему медвежью услугу предприниматели продолжат свою незаконную деятельность.
Похоже, что Минтранс намерен регламентировать процедуры установки и настройки тахографического оборудования.
Один из собеседников «Коммерсанта» предположил, что в России может появиться реестр компаний, у которых перевозчики смогут приобретать и устанавливать прошедшие лицензирование приборы.
Идея, казалось бы, неплохая, но есть у неё и обратная сторона: если для тахографических мастерских будет введён дополнительный ценз, то стоимость их услуг наверняка поднимется. А тахограф и без того удовольствие недешевое: его цена может достигать 40 тысяч рублей, не учитывая установку, настройку и оформление водительских карт.
Кроме того, Минтранс опубликовал проект изменений в правила проведения техосмотра. Новые поправки также касаются тахографов. Предполагается, что во время техосмотра будет проверяться состояние тахографического оборудования, его исправность, наличие пломб.
Исправный тахограф должен будет выводить на печать сведения о мастерской, в которой он был установлен.
Транспортное средство, в свою очередь, должно быть укомплектовано специальной табличкой, на которой будет указана модель и номер тахографа, а также дата его калибровки.
Ужесточение контроля за режимом труда и отдыха водителей Минтранс объясняет стремлением снизить смертность на российских дорогах. Со статистикой не поспоришь: до 20% смертельных ДТП происходит из-за того, что водители засыпают за рулём. Водители коммерческого транспорта – пассажирских автобусов и многотонных грузовиков – несут большую ответственность, и контроль за их отдыхом – мера вполне оправданная. Хочется верить, что грядущие ужесточения не сильно отразятся на расходах перевозчиков и помогут сделать дороги безопаснее.