Соответствующий законопроект внесён на рассмотрение Нижней палаты парламента. Найдет ли он поддержку среди депутатов?
Депутаты «Справедливой России» внесли в Госдуму законопроект об отмене транспортного налога. Текст законопроекта, признающего утратившими силу некоторые пункты и абзацы Налогового кодекса, доступен для ознакомления на портале Системы обеспечения законодательной деятельности.
Фракция не в первый раз вносит на рассмотрение депутатов этот закон. В июне прошлого года «Справедливая Россия» уже пыталась протолкнуть эту инициативу, но понимания в Нижней палате не добилась.
Почему транспортный налог хотят отменить?
В пояснительной записке к тексту законопроекта его авторы приводят следующие аргументы в пользу отмены транспортного налога:
- Плохая собираемость. По оценкам комитета Госдумы по транспорту, она не превышает 50%.
- Финансирование дорожной сферы из других источников, в частности – с продаж топлива, каждый проданный литр которого приносит в бюджет 9 рублей.
- Поддержка идеи законопроекта гражданским обществом (отмечается, что Федерация атвовладельцев России собрала более 100 тысяч подписей в поддержку этого решения), профильным ведомством (Минтранс России поддержал отмену транспортного налога в 2016 году), чиновниками и даже президентом страны.
Авторы законопроекта отмечают, что отмена налога поможет предотвратить избыточное налогообложение граждан, улучшить собираемость денежных средств и состояние автомобильных дорог.
Компенсировать доходы, которые выпадут из бюджета из-за отмены налога, предлагается с помощью включения их в стоимость акциза на топливо.
«В таком случае будет работать принцип "пользователь платит, пока едет"», - говорится в тексте законопроекта.
Авторы ссылаются на успешный опыт отмены транспортного налога за рубежом, в частности в Китае.
Лидер фракции Сергей Миронов отметил, что автолюбители платят за содержание дорог дважды – ежегодно выплачивая налог и каждый раз, заправляясь на АЗС. Грузоперевозчики платят и третий раз, оплачивая проезд по федеральным трассам в рамках системы "Платон".
Почему правительство выступает против отмены налога?
Отменить транспортный налог политики предлагают с 2012 года, когда с такой инициативой выступил лидер ЛДПР Владимир Жириновский. Эта идея пользуется популярностью и действительно была поддержана президентом Путиным, который в 2012 году предложил отменить транспортный налог вообще для всех автомобилей, а в 2015 – только для большегрузных.
Предложения президента, однако, не нашли поддержки в правительстве.
В феврале 2016 года Кабмин заявил, что полная отмена транспортного налога нанесёт бюджету ущерб в размере 146,2 млрд рублей, а источники, за счет которых ущерб может быть компенсирован, не определены.
В качестве альтернативы Правительство предложило ввести возможность налогового вычета для владельцев большегрузов. Это предложение было принято: вычет действовал до 2019 года.
В действительности, увеличение акциза на топливо, предложенное авторами законопроекта, не выглядит оптимальным решением – особенно сегодня, когда горючее и без того выросло в цене. Принцип «пользователь платит, пока едет» также вызывает вопросы: он ударит по всем без исключения коммерческим перевозчикам.
Для грузовых автомобилей, ежегодные пробеги которых в десятки раз превышают пробеги «легковушек», рост расходов будет особенно ощутим. Это, как отметили летом прошлого года в Минфине, может привести к скачкообразному росту цен практически на все товары: несладко придётся и перевозчикам, и обычным гражданам. В связи с этим успех предложенной эсерами инициативы представляется маловероятным.