Правительство РФ продлило до июля соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен. Власти попали в собственную ловушку: теперь они вынуждены вручную управлять ценами, чтобы не допустить недовольства населения и взрывной инфляции.
Вице-премьер РФ Дмитрий Козак сообщил, что правительство решило продлить до 30 июня 2019 года соглашение с нефтяными компаниями о заморозке цен на бензин на внутреннем рынке, подписанное в ноябре 2018 года. По его словам, продление соглашения необходимо для согласования с ЕАЭС нового механизма регулирования — лицензирования экспорта нефти и нефтепродуктов. Параметры соглашения могут быть изменены, например, в части обязательств по объемам поставок на биржу и на внутренний рынок летнего дизеля и бензина, добавил Козак.
В первом полугодии 2018 года в России резко выросли цены на топливо — почти на 10% на бензин и на 25% на авиакеросин. Правительство потребовало, чтобы АЗС заморозили цены. Но в сентябре-октябре продукция нефтепроизводителей подорожала на 10%. В результате АЗС заговорили об убытках — 4-5 рублей с каждого проданного литра топлива — и о необходимости поднять потребительские цены.
В начале ноября 2018 года крупнейшие российские нефтяные компании заключили соглашение с Правительством РФ о заморозке цен на топливо до конца года, а с января по март цены разрешалось повышать не более чем на 1,7% в месяц. Правительство также скорректирует ценовую формулу в обратном акцизе на нефть с демпфирующей (гасящей колебания) надбавкой, чтобы уменьшить потери нефтяников от поставок топлива на внутренний рынок. «Мы договорились с учетом практики применения механизма обратного акциза несколько его уточнить, сделать его чуть более справедливым. Та ситуация, которая сложилась по точке отсечения цены на бензин, — понизим ее с 56 тысяч рублей за тонну до 51 тысячи рублей», — сказал Козак.
А если нефтяники не будут соблюдать условия соглашения, правительство пригрозило ввести заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов.
В январе цены на бензин выросли на 0,8% За январь средние потребительские цены на бензин выросли на 0,8%, до 44,16 рубля. Больше всего подорожало дизельное топливо — на 1,2%, до 47,15 рубля за литр.
Ручное управление
По мнению аналитика инвестиционного холдинга «Финам» Алексея Калачева, нарушать соглашение нефтяники не станут: им некуда деваться.
«Они получают огромную долю выручки от экспорта сырой нефти. Поэтому заградительные пошлины на нефть для них — гораздо большая потеря, чем удерживание цен на бензин», — считает эксперт. Идею соглашения с нефтяниками Калачев не одобряет.
«Правильным шагом было бы снизить акцизы на топливо. А так государство занимается регулированием, обделяя при этом нефтяников, производителей, автолюбителей, заправки. У нас акциз составляет около 20% от установленной цены бензина! О чем тут говорить?» — поясняет аналитик. Ручное управление ситуацией подходит лишь для периодов стабильности на мировом топливном рынке, считает Калачев. Ручная настройка плоха тем, что не позволяет государству быстро реагировать на изменение ситуации. Если цена на нефть резко упадет или вырастет, придется все быстро переигрывать, а это трудно.
«Лучше всего ситуацию регулирует рынок. Но чтобы он работал, государству нужно умерить свои фискальные аппетиты. А на это оно пойти не может»,
— говорит эксперт. Теперь же государство не может не продлевать соглашение — цены резко пойдут вверх, население начнет возмущаться, начнут банкротиться независимые АЗС.
Экспортная пошлина на нефть вырастет на 13% Пошлина на экспорт нефти из РФ с 1 марта 2019 года вырастет на 13%, до $91,2 за тонну. Пошлина на высоковязкую нефть также вырастет: с $8 до $9,1.
Розница вышла из убытков
Президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, наоборот, считает соглашение правильным шагом.
«Меры, которые приняло правительство в конце прошлого года, безусловно, повлияли на стабилизацию рынка и недопущение повышения розничных цен. Они вывели розницу из убытков в прибыльность. В данной ситуации ручное управление рынком необходимо», — уверен Ашихмин. Продление соглашения защитит розничных торговцев топливом.
«После окончания второго соглашения дефицита на внутреннем рынке не ожидается, а оптовые цены не будут выше розничных», — утверждает Ашихмин.