← Топливо, масла и автохимия

«В июле запланировано очередное повышение акцизов – цены остановить больше не удастся»

http://government.ru

Соглашение 2.0 — нефтяникам сделали предложение о заморозке цен до конца июня. Отказаться нельзя.

«Происходит изъятие прибыли нефтяных компаний на внутреннем рынке, предполагается, что они погасят свои потери за счет экспорта», — возмущаются эксперты топливного рынка. Чтобы нефтяники не устроили бучу, им решено улучшить условия демпфера. Параллельно правительство готовит новую уздечку — лицензирование компаний-экспортеров. О том, почему летом можно ждать резкого роста цен на бензин, — в материале «БИЗНЕС Online».

СОГЛАШЕНИЕ С НЕФТЯНИКАМИ 2.0

Правительство России заморозило цены на бензин еще на три месяца. В пятницу на совещании по теме развития рынка нефти и нефтепродуктов под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева и с участием курирующего топливную отрасль вице-премьера Дмитрия Козака было принято решение продлить соглашения с представителями этой отрасли о фиксации цен на топливо до конца июня 2019 года. «Надеюсь, нефтяники поддержат продление топливного соглашения еще на квартал, встреча с ними на следующей неделе», — заявил Козак журналистам. «БИЗНЕС Online» сделал запрос в пресс-службу «Татнефти» о том, планируется ли республиканская компания подписывать новое соглашение с правительством РФ, но на момент публикации ответа не поступило.

Напомним, что 10 крупнейших нефтяных компаний, включая «Татнефть», «Лукойл», «Роснефть» и «Газпром нефть», в ноябре 2018 года подписали соглашение о стабилизации цен на моторное топливо. Нефтяники обязались до конца марта 2019 года сдерживать цены на уровне тех, что были в мае 2018-го. В противном случае правительство обещало немедленно ввести заградительные пошлины на экспорт нефтепродуктов. 

Ультиматум принес плоды. Если с января по ноябрь 2018 года бензин в российской рознице подорожал на 9%, а дизельное топливо — на 10,3%, то с начала текущего года в среднем по РФ цены выросли на 0,4–1,1%.

Решение о заморозке цен сопровождалось введением с 1 января 2019 года демпфирующего механизма, который был призван компенсировать нефтепереработчикам потери, возникающие от продажи топлива на внутреннем рынке. Например, если экспортная цена на бензин была выше 56 тыс. рублей за тонну, то государство компенсирует нефтяной компании 60% разницы. Этот механизм работает и в обратную сторону: если экспортная цена ниже этой отметки, то нефтяникам приходится доплачивать в бюджет.

ПОТЕРИ НЕФТЯНИКОВ — 110 МЛРД РУБЛЕЙ

Однако далеко не все нефтяные компании оказались довольны условиями демпфера. «С начала года по март из-за обязательства поставлять топливо на внутренний рынок нефтяники потеряли более 110 миллиардов рублей», — цитируют «Ведомости» консультанта Vygon Consulting Евгения Тыртова. Он отмечает, что только частично — на 25 млрд рублей — эта сумма была компенсирована за счет предусмотренного в законе о налоговом маневре механизма.

Чтобы умаслить нефтяников, Козак обещал снизить уровень цены, от которой рассчитывается компенсация с 56 тыс. рублей за тонну до 51 тысячи. По дизельному топливу подобной поблажки не предусмотрено.

Помимо этого, правительство РФ решило ввести лицензирование экспорта нефтепродуктов: продавать за границу бензин и ДТ смогут только те компании, которые поставили определенное количество ГСМ на внутренний рынок. Каким образом будет работать этот механизм, пока не уточняется.

«На период, пока мы разрабатываем механизм (лицензирования экспорта — прим. „Интерфакса“) и пока он не вступит в действие, решили на один квартал еще раз продлить соглашение с нефтяниками о стабилизации цен», — пояснил необходимость продления соглашения Козак.

Решение о лицензировании экспорта займет определенное время, поскольку его нужно будет принимать в рамках ЕврАзЭС. «Нам необходимо будет убедить наших партнеров», — пояснил вице-премьер.

Окончание действия соглашений совпадает с сезоном повышенного спроса на топливо. «Поэтому нужно очень аккуратно уточнить эти обязательства по объемам поставок и на биржу, и на внутренний рынок летнего дизеля и бензина», — добавил вице-премьер.

«ЦЕНЫ, СТОЙ, НАЛЕВО, КРУГОМ, ШАГОМ МАРШ!» НО ЭТО ВРЯД ЛИ ПОЛУЧИТСЯ

Участники рынка и эксперты по-разному встретили новость о продлении соглашений.

«Это соглашение демонстрирует то, что рынка не существует, регулируют его искусственно, а не рыночными методами, — уверен партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин, поговоривший с „БИЗНЕС Online“, — Правительство пытается установить цены на прежнем уровне в приказном порядке, одновременно повышая акцизы на топливо. Если постоянно повышать налоговую нагрузку, то есть долю налогового изъятия в цене бензина (которая и так превышает 66 процентов), то думать, что нефтяные компании и нефтепереработчики будут этому рады, было бы неправильно».

Крутихин уверен: чтобы сдержать розничные цены на топливо, государство должно сократить изъятия из цены бензина. 

«В приказном порядке это (удержание розничных цен после окончания действия соглашений — прим. ред.) не получится. Тем более в июле, когда запланировано очередное повышение акцизов, цены остановить уже больше не удастся!» 

Эксперт подсчитал, что потери нефтяных компаний от заморозки цен в совокупности уже составляют более 70 млрд рублей.

«У нас происходит изъятие прибыли нефтяных компаний на внутреннем рынке, предполагается, что они погасят свои потери за счет экспорта, но у нас есть компании, которые не могут этого сделать. Небольшие компании, владельцы АЗС, у которых нет никакого экспорта, сильно страдают», — уверен эксперт. На его взгляд, механизм демпфера оправдывает себя в отношении только самых крупных компаний, и то частично. На вопрос о том, что будет с ценами на топливо в июле 2019 года, Крутихин отвечает, что власти вновь попытаются сдержать их в приказном порядке: «Цены, стой, налево, кругом, шагом марш! Но это вряд ли получится. Повысятся акцизы — и поднимутся цены».

Первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин придерживается другого мнения: если сейчас перестать жестко контролировать поставки топлива на внутренний рынок, то можно снова получить дефицит на рынке и, как следствие, — повышение цен в оптовом звене.

«После это снова розница вся будет находиться в убытке, а поднять розничные цены вновь не дадут. Эта ситуация не должна повториться. Поэтому пока только в ручном режиме», — констатирует Ашихмин.

Введение лицензирования экспортеров нефтепродуктов он называет дополнительной заградительной мерой. «Правительство РФ не доверяет нефтяным компаниям. Оно опасается, что если этого (введение лицензирования — прим. ред.) не будет сделано, то нефтяные компании не выполнят своих обязательств. Нет механизма воздействия на них. Поэтому было решено ввести лицензирование. А пока взяли продление соглашений еще на один квартал», — говорит Ашихмин. Он считает, что если бы соглашений не было, то цены на бензин и ДТ были бы куда выше.

«А У НАС ЧТО? НАЧИНАЯ С 1998 ГОДА ЦЕНЫ ВЫРОСЛИ В 19 РАЗ!»

«Должно быть обязательно государственное регулирование цен в нашей стране! Обязательно. То, что соглашения продлеваются, — это нормально. Всем нужно понимать, что повышение цен моторных топлив и нефтепродуктов вызывает автоматически повышение цен других товаров. Если за этими ценами не смотреть, то и цены на хлеб будут повышаться, и на лекарства, и на ЖКХ. Под предлогом рыночной экономики ни в коем случае нельзя отпускать стоимость! С мая прошлого года цены у нас в Татарстане стабильными остаются, слава Богу. Можно сказать, в республике почти самые низкие цены в ПФО. 

Что касается малых и частных компаний, то при таких ценах они работают не убыточно. При этой стоимости, которая есть на биржах, они могут рентабельно работать», — приветствует решение Козака начальник управления по обеспечению рационального использования и качества топливно-энергетических ресурсов в РТ Роберт Гилязиев.

Он считает, что 

до сих пор владельцы нефтяных компаний назначали те цены, которые были нужны им для извлечения прибыли. 

Однако экономика страны должна работать не для того, чтобы кто-то извлек прибыль, а в первую очередь для удовлетворения потребностей населения.

«А у нас что? Начиная с 1998 года цены выросли в 19 раз! Мы немножко за этим следим. В прошлом году цены на бензин и дизтопливо после выборов выросли вообще без всяких на то оснований. Наши эксперты вроде пытались объяснить это повышением цен на мировом уровне, но мы разве нефть завозим из Венесуэлы? Далее говорили — вот, мол, ремонт заводов. Это тоже не обоснование. У нас 32 крупных завода, они при любых ремонтах должны обеспечивать [экономику топливом]. Мы примерно 130 миллионов тонн нефти экспортируем и в то же время пытаемся этим объяснять повышение цен?» — удивляется Гилязиев.

Президент ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Ирек Сулейманов уверен, что пока тенденций к росту оптовых и розничных цен на топливо нет. «На высоком уровне проводятся совещания, ищут баланс между оптом и розницей. Это опытный путь. Никто не знал, как это все сработает. Сработало так, нормально, я имею в виду работу заводов-изготовителей», — рассуждает Сулейманов. Он отмечает, что сейчас ситуация у заправщиков нормальная, начиная с января появилась рентабельность их бизнеса, сейчас она составляет от 8 до 10–12%.

«Как бы повел себя рынок, если бы соглашения не продлили, трудно сказать. Рынок показывает себя совершенно непредсказуемо, одни и те же причины проявляют себя совершенно по-разному. В оптовом сегменте повышение должно быть, но посмотрим, насколько. Производители жалуются, что не очень им выгодно все это (речь о демпфере — прим. ред.). По дизельному топливу вроде демпфер работает нормально, а по бензину — нет, я имею в виду изготовителей. По крайней мере, так они сами говорят», — отмечает Сулейманов.

Наталья Голобурдова, Линар Фархурдинов