ФАC рекомендовала Минтрансу отменить весенние ограничения – и ведомство прислушалось к совету антимонопольной службы. Теперь такую же рекомендацию получили власти регионов. Значит ли это, что отмена сезонной просушки не за горами?
О перспективах скоро отмены весенних ограничений рассуждает координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко.
На федеральных трассах весенние ограничения начали отменять еще несколько лет назад, и что характерно – ничего катастрофического не произошло. Дорожники утверждали, что стоит только пустить большегрузы в период распутицы, и дорогам придет конец. Но прошел год, второй, третий – состояние дорог как было, так и осталось «средней степени тяжести». А учитывая, что сейчас на их содержание и реконструкцию будут выделяться достаточно серьезные деньги, исчисляемые сотнями миллиардов и триллионами рублей, становится понятно, что весенние ограничения как средство кормления придорожных чиновников, особенно в регионах, уходят в прошлое.
С одной стороны, можно порадоваться, а с другой возникает вопрос: ребята, а чего вы раньше-то этого не замечали?
Годами автоперевозчики (и мы в том числе) пытались доказать органам исполнительной и законодательной власти, что весенние ограничения неэффективны, вредны, что они препятствуют свободному обращению товаров на территории РФ, не дают в полную силу работать промышленным предприятиям и сельскому хозяйству. Мы приводили массу примеров несправедливости ограничений, когда иностранные перевозчики продолжали ездить по нашим дорогам, а наши были вынуждены стоять. Мы приводили пример из Ленобласти, где завод по производству фанеры на период весенних ограничений буквально прекращал работу: возить фанеру было нельзя, и заказчики были вынуждены покупать её в Польше и Финляндии. Вот такая поддержка отечественного предпринимательства!
В прошлом году я общался с представителями комбикормового завода. Девчонки из отдела логистики навзрыд плакали: мы не можем завозить свой комбикорм на фермы, контракт есть, а везти не можем. На федеральных дорогах стоят знаки, посты весового контроля. Девушки жалуются: мы фуру туда-обратно отправили, нам пришли штрафы – 800 тысяч рублей. Это дороже, чем весь комбикорм! А не везти его нельзя, иначе свинки и куры помрут.
Еще один пример, ситуация, которая произошла в нынешнем году – без имен, фамилий и привязок к местности, потому что это общая картина, единая для всей страны. Промышленный город, районный центр, внесённый на недавнем инвестиционном форуме в Сочи в перечень территорий опережающего экономического развития. К самому городу федеральной дороги нет, это глубинка, до него – 200 километров по региональным трассам. В середине марта стало понятно, что отдельные районы на этом маршруте будут вводить весенние ограничения. Это означает только одно: работа промышленных предприятий этой территории "опережающего развития" будет просто парализована. Ни оборудование, ни материалы, ни готовую продукцию на ГАЗелях никто тащить не будет. А повезешь фурой – получишь штраф на 400 тысяч рублей.
Вместе с коллегами мы аккумулировали всю информацию по весенним ограничениям в регионах и собрались готовить письма губернаторам, во все возможные инстанции, начиная с местных фондов развития предпринимательства и заканчивая управлениями ФАС. В момент подготовки обращений коллеги связались с региональными властями и выяснили, что местный Минтранс всё-таки решил открыть ведущую в райцентр дорогу в связи с частыми звонками и жалобами.
Понятно, что результат промежуточный. Тем не менее повод для осторожного оптимизма у нас появился. Я не знаю, что там произошло, но реакция ФАС на весенние ограничения – это положительный момент, который позволит нам жить и работать в нормальном режиме.
Абсолютно очевидная и понятная вещь: дороги не могут быть самоцелью, нельзя над ними чахнуть, как царь Кощей. Дороги нужны для того, чтобы жила и работала страна, чтобы работали предприятия, чтобы возили сельхозпродукцию. Иначе зачем они нужны? Подозреваю, что до тех, кто сидит наверху, это начало доходить, потому что с таким подходом к логистике говорить о каком-то развитии экономики бессмысленно. Когда автомобильный транспорт по всей территории РФ март, апрель, май – в зависимости от региона, а если это сквозная поездка, то на все три месяца – выключается из эффективной работы, о каком, к черту, развитии и прорывах можно говорить?
Документ ФАС (речь идёт о письме, направленном антимонопольной службой правительствам регионов, в которых действуют весенние ограничения - прим. ред.) появился не на пустом месте и не свалился с неба. Это результат длительной и нудной работы, постоянного давления. Не зря же говорят, что капля камень точит?
Я сильно сомневаюсь, что процесс <отмены весенних ограничений> закончится весной этого года. Найти управу на региональные власти будет достаточно сложно, но направление работы четко обозначено.