Петербуржцы оплачивают Западный скоростной диаметр дважды. Первый раз — когда платят за проезд по магистрали. Второй — из своих налогов, платят даже те, кто магистралью не пользуется. Расходы бюджета растут, несмотря на регулярное повышение платы за проезд.
Принадлежащее Смольному АО «ЗСД», владеющее платной магистралью «Западный скоростной диаметр», удвоило чистый убыток, следует из отчетности компании.
По итогам 2018-го чистый убыток превысил 5 млрд рублей, а в 2017-м – 2 млрд. Удвоение убытка связано с безвозмездной передачей городу объектов транспортной инфраструктуры, обеспечивающих связь скоростной магистрали с улично-дорожной сетью, на сумму свыше 2 млрд рублей.
В конце 2012 года городское правительство, принадлежащее ему АО «ЗСД» и консорциум ООО «Магистраль северной столицы» (МСС, контролируется Газпромбанком и ВТБ) подписали соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП). По концессионному соглашению МСС обязался построить центральный участок скоростного диаметра (за который АО «ЗСД» теперь должно МСС 44,3 млрд), а затем в течение 30 лет эксплуатировать всю магистраль, взимая с автомобилистов плату за проезд.
В 2017-м АО «ЗСД» заключило с МСС договор аренды скоростной магистрали. Арендные платежи рассчитываются в зависимости от выручки МСС. За прошлый год АО «ЗСД» получило от МСС по соглашению 77,8 млн рублей, что на 10% меньше, чем в 2017-м, хотя стоимость проезда по магистрали растет регулярно. Для сравнения: процентный доход ЗСД от размещения временно свободных 3,2 млрд рублей в Газпромбанке и ВТБ превысил 264 млн за прошлый год. Совокупный доход ЗСД, в том числе от субаренды земельных участков, продажи ненужного имущества и полученных процентов составил 418 млн рублей за 2018 год. Выплачивает АО «ЗСД» значительно большие суммы. Если не считать амортизационных отчислений (314 млн рублей, их компания оставляет себе), то себестоимость и управленческие расходы составляют 376 млн рублей. Значительная часть которых (36%) — расходы на оплату труда. Крупные суммы компания выплачивает инвесторам. Только 1,9 млрд за прошлый год получили держатели облигаций, с которых в 2011-2012 гг. собрали 25 млрд рублей на строительство дороги.
Плюс к этому компания несет затраты на строительство новых развязок: в районе Шкиперского протока, с Шуваловским проспектом, с Новым шоссе.
Стоимость строительства трех съездов оценивается в 7 млрд рублей.
Без подпитки налогоплательщиков ЗСД не выжить.
За прошлый год Смольный выкупил дополнительную эмиссию акций АО «ЗСД» на 2,5 млрд рублей — это на 1 млрд больше, чем в 2017-м. Кроме того, по соглашению о ГЧП Смольный компенсирует недополученный доход МСС. Если доход от эксплуатации скоростного диаметра окажется меньше 9,6 млрд рублей в год, то недостающую сумму МСС получит из бюджета.
В 2016 году такая выплата составила 4,6 млрд рублей, в 2017-м — 5,2 млрд, в 2018-м — 4,1 млрд, а в 2019-м планируется выплатить 3,7 млрд. А если доход МСС превысит 9,6 млрд, то город получит 90% разницы.
Западный скоростной диаметр связывает северные и южные районы Петербурга в обход центра города. Сквозное движение по магистрали запущено в декабре 2016-го. Бюджет проекта оценивался в 212 млрд рублей, из них 107,9 млрд — средства инвесторов, 54,2 млрд — средства бюджета Петербурга, 50,7 млрд — средства федерального бюджета.