Минтранс намерен разделить водителей на любителей и профессионалов.
Поправки, предложенные Минтрансом к закону «О безопасности дорожного движения», могут обернуться масштабной реформой системы обучения водителей, которых поделят на любителей и профессионалов. Первым станет легче получить права на управление легковым автомобилем: из учебной программы исключат некоторые разделы, посвященные перевозкам грузов и пассажиров. А вот водителям коммерческого транспорта придётся пройти дополнительное обучение, которое будет платным.
Для принятия поправок понадобятся серьёзные изменения в законодательстве. Обучение в автошколе перестанет считаться образовательным процессом: его выведут из-под действия закона «Об образовании». Учащиеся автошкол продолжат сдавать экзамены в ГИБДД и получать водительские удостоверения различных категорий – но при этом будут оставаться любителями, не имеющими права работать по найму.
Нет бумажки – нет работы
Если законопроект будет принят в текущем виде, всех водителей большегрузов обяжут пройти курсы повышения квалификации. Стоимость обучения, по информации «Коммерсанта», составит от 2,7 до 12,3 тысяч рублей. Оплачивать их придётся за свой счёт (или за счёт работодателя, если тот согласится взять расходы на себя).
Пройдя курсы, водитель получит свидетельство о квалификации, которое не заменит, но дополнит права соответствующей категории. Без этого документа осуществление коммерческих грузоперевозок внутри страны будет невозможно.
Исключение предусмотрено для водителей транспортных средств, участвующих в международном движении. Российские международники, однако, не смогут уклониться от обязательного обучения: транспортным компаниям (как и другим предприятиям с собственными автопарками) запретят нанимать водителей, не повысивших свою квалификацию. Под это правило не попадут некоторые социальные службы (аварийная, пожарная охрана, скорая помощь) и военные структуры.
Минтранс не в первый раз выступает с подобной инициативой. В 2017 году ведомство предлагало ввести дополнительное обучение для водителей коммерческого транспорта. О новых документах, впрочем, речь тогда не шла – сведения о профкомпетентности предлагалось указывать в водительских удостоверениях.
Необходимость проведения реформы чиновники обосновывают высокой аварийностью на дорогах и большим количеством ДТП, происходящих по вине водителей коммерческого транспорта.
Подготовка к реестру или борьба с аварийностью?
– Профессиональных водителей обучают не так уж и плохо: им дают больше теоретического материала, от них больше требуют на экзаменах, - рассказал нам руководитель «Объединения перевозчиков России» Сергей Владимиров. – К тому же, водители грузовиков быстро учатся: они долгое время проводят за рулем, буквально живут за ним, в отличии от водителей легковых авто. Законопроект Минтранса это очередная обдираловка, подготовка к введению реестра.
Иного мнения придерживаются в Гильдии автошкол России:
– Мы считаем, что это правильное решение. Люди, желающие работать в грузовых и пассажирских перевозках, должны проходить дополнительное обучение, – рассказал нам президент гильдии Сергей Лобарев. – Водители коммерческого транспорта действительно недополучают практические знания и теоретические навыки. В то же время простые водители во время обучения получают ненужную специфическую информацию в переизбытке, поэтому мы поддерживаем идею Минтранса.
При этом само по себе разделение водителей на любителей и профессионалов не поможет снизить аварийность на дорогах. Для сокращения количества ДТП, утверждает Сергей Лобарев, необходимо полностью реформировать систему подготовки водителей, эффективность которой оставляет желать лучшего.
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями ГК «Деловые Линии» Александр Лашкевич также поддерживает инициативу Минтранса.
– Мы неоднократно высказывались за разграничение водителей. Уровень подготовки у профессионалов должен быть значительно выше, чем у любителей. Однако важно, чтобы эта программа не была оторвана от реальности и разрабатывалась совместно с экспертным сообществом, - отмечает он.
По мнению Александра Лашкевича, разделение водителей, принятие профстандарта, удешевление входа в профессию и наделение учебных комбинатов крупных предприятий возможностью выдавать лицензии поможет отрасли привлечь новые кадры.
– Профессиональные водители получат возможность позиционировать себя соответствующим образом и претендовать на более высокий доход, а новички будут видеть, к чему стремиться, - резюмирует эксперт.
* * *
Принятие законопроекта потребует существенных изменений в текущем законодательстве; изменить порядок работы придётся автошколам, надзорным органам и предприятиям, обладающим собственными автопарками. В связи с этим закон, в случае его принятия, вступит в силу не сразу, а по истечении двух лет со дня опубликования. Водителям, чьи права на управление коммерческим транспортом получены до опубликования закона, на обучение и получение соответствующих документов будет отведено четыре года.