В скором времени страхование ответственности могут легализовать: соответствующий законопроект внесён в Госдуму.
На прошлой неделе на рассмотрение Госдумы был внесён законопроект о страховании автомобильных грузоперевозок, который должен закрепить право перевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность.
Концепция документа разработана в Торгово-Промышленной Палате. Законопроект предполагает внесение изменений в федеральный закон «О транспортно-экспедиционной деятельности» и «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Поправки позволят перевозчикам и экспедиторам страховать риски и ответственность за нарушение договоров перевозки груза и транспортной экспедиции соответственно.
В настоящее время страхование ответственности перевозчиков и экспедиторов не предусмотрено ни одним законом. Это, конечно, не значит, что перевозки не страхуются: грузоотправители требуют от перевозчиков страховать собственную ответственность. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что суды зачастую признают договоры страхования ответственности перевозчиков и экспедиторов недействительными.
«Такая практика применяется даже несмотря на то, что правила страхования не содержали пункты о страховании договорной ответственности», – подчеркивают авторы документа.
По мнению президента Торгово-Промышленной Палаты Сергея Катырина, принятие закона позволит защитить перевозчиков и экспедиторов как от претензий владельцев груза в случае его повреждения или утраты, так и от штрафов со стороны заказчиков в случае нарушений сроков доставки или подачи транспортного средства.
– Это отличная новость, ведь данный законопроект позволит перевозчикам и экспедиторам без каких-либо препятствий застраховать свою ответственность, - рассказал нам руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов.
– Важно отметить, что в законопроекте используется формулировка «вправе», то есть перевозчиков и экспедиторов ни к чему не принуждают: решение остаётся за ними.
Юрист отмечает, что в настоящее время суды нередко признают недействительными договоры о страховании ответственности перевозчиков и экспедиторов. Причины таких решений могут быть самыми разными: например, неуплата страховых взносов или возникновение ситуации, не предусмотренной договором.
Почему у перевозчиков возникают проблемы со страхованием ответственности?
Всё дело в несовершенстве законодательства. 932 статья Гражданского кодекса позволяет страховать ответственность только в случаях, предусмотренных законом. Законов, регламентирующих ответственность перевозчиков и экспедиторов, в России нет. 168 статья ГК позволяет оспорить любую незаконную сделку, и на этом основании суды зачастую признают договоры о страховании ответственности недействительными.
Интересно, что еще в 2010 году Высший арбитражный суд, разбирая тяжбу перевозчика и страховой компании, встал на сторону перевозчика и пришел к выводу, что договоры о страховании ответственности предполагают также страхование имущественных рисков, попадают под определение соответствующей статьи ГК и являются законными. Положения постановления по этому делу Суд рекомендовал принимать во внимание при рассматривании подобных тяжб. Однако рекомендации эти были услышаны не всеми.
Автоперевозчики в течении долгого времени просили навести порядок в этой сфере законодательства: похоже, что их голос был услышан. Предложенный к рассмотрению законопроект позволит им страховать ответственность легально, не опасаясь признания договора ничтожным.