Обернётся ли возможный перенос «Платона» в налоговый кодекс уголовными делами против перевозчиков? Почему от уплаты налога сложнее уклониться, и вырастет ли стоимость проезда по федеральным трассам?
Совсем скоро – 26 апреля – истечёт срок публичного обсуждения предложенного Минфином проекта Федерального закона о внесении изменений в Налоговый кодекс. Согласно предлагаемым поправкам, налогами станут шесть платежей, среди которых – сбор за проезд по федеральным трассам.
«Выгоднее оштрафовать перевозчика, чем держать его в тюрьме»
Перевозчики от инициативы Минфина не в восторге: ответственность за уклонение от уплаты налогов куда серьезнее, чем за неуплату платоновских штрафов. Она может обернуться уголовным делом и даже тюремным заключением. Будут ли применяться «крайние меры» в отношении недобросовестных перевозчиков? С этим вопросом мы обратились к руководителю юридической компании «Богатов Групп» Сергею Богатову.
– Я не думаю, что санкции будут «драконовскими», - рассказал нам юрист. – Это вызовет массу недовольства. Административный арест, возможно, будет применяться для особо злостных нарушителей.
Сам по себе арест несоразмерен нанесенному ущербу: для государства гораздо выгодные получить от перевозчика штраф, чем тратиться на его содержание в тюрьме.
Эксперт уверен: если «Платон» будет перенесен в Налоговый кодекс, то применяться к нарушителям будут статьи 198 и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов физических и юридических лиц).
- Да и по этим статьям нарушить – еще суметь надо. Судите сами: только по 198 УК РФ нужно задолжать более 900 тысяч рублей за три года. Такое не только суметь «накатать», такое еще и доказать нужно. А кто докажет? Налоговые инспекции? Они и так перегружены. ГИБДД или Упрдоры? У них нет фискальных функций. Я считаю, что если предпринимателей и будут привлекать к уголовной ответственности, то случаи будут единичными, - резюмировал эксперт.
Долги и пени спишут с банковского счета
В июле 2018 года Ространснадзор получил полномочия по контролю и вынесению штрафов владельцам большегрузов, незарегистрированных в «Платоне». Собираемость штрафов выросла. Тем не менее, в России до сих пор остаётся немало предпринимателей, игнорирующих существование «Платона».
– На мою работу «Платон» вообще никак не повлиял: я в нем не регистрировался и деньги не плачу,
– заявил журналистам председатель Объединения Перевозчиков России Сергей Владимиров во время протестной акции, состоявшейся в конце марта в Санкт-Петербурге.
Если «Платон» всё-таки станет налогом, то уклониться от уплаты штрафа будет гораздо сложнее. ФНС зачастую списывает долги прямо с банковского счета должника – имеет право. Кроме того, к сумме неоплаченного налога могут добавиться штрафы и пени.
Тарифы будут расти
Тариф «Платона» сегодня находится в "подвешенном" состоянии. Еще в прошлом году его должны были проиндексировать, но индексацию отложили. Повысится ли плата за проезд по федеральным трассам в этом году, и если да – то насколько? Вопрос остаётся открытым.
Впрочем, Минфин для себя его уже решил.
В тексте проекта указан тариф ₽3,73 за километр – почти в 2 раза больше, чем сегодня.
Именно такой тариф правительство и собиралось ввести изначально, но планы были скорректированы из-за прокатившейся по стране волны забастовок. Авторы проекта отмечают, что обозначенная ставка сбора также подлежит ежегодной индексации.
* * *
В 2016 году Конституционный суд признал, что «Платон» является сбором, а не налогом. Как будет решено данное противоречие, если инициативу Минфина поддержат в правительстве, остаётся только догадываться.
В скором времени реформу неналоговых сборов должны обсудить в Госдуме (глава парламентского комитета по бюджету Андрей Макаров рассказал журналистам, что её широкое обсуждение состоится в рамках текущей весенней сессии). Члены комитета сообщают, что правительство в целом настроено на диалог с предпринимателями и готово пойти на определенные уступки. Эксперты, однако, сомневаются, что эти уступки будут сколь-либо существенными.
«Если учитывать, как проходят в России дискуссии между властью и обществом, вряд ли стоит надеяться на то, что Минфин откажется от обнародованного плана», - пишет в своей авторской колонке на РБК экономист Владислав Иноземцев.