Благодаря развитию IT-технологий рынок грузоперевозок и логистики в России и мире меняется день ото дня. Рассказываем, какие требования к этой сфере предъявляет ритейл и что уже сделано для того, чтобы удовлетворить растущие запросы.
Беспилотная доставка
Механизм доставки на сегодняшний день не может работать как часы по одной простой причине: во все процессы вмешивается человеческий фактор. Курьер опоздал, экспедитор недоглядел, водитель заснул – и нарушаются сроки, теряются грузы, налагаются штрафы.
«В сфере логистики все большее значение приобретает временная точность, которую существующими ресурсами и технологиями грузоперевозчики обеспечить не могут. Если появятся проекты, которые смогут предложить рынку точную логистику за приемлемые деньги, к ним и клиенты, и инвесторы в очередь выстроятся, — уверен Алексей Прыгин, исполнительный директор «МаксиПост». — Решение проблемы сроков связывают, прежде всего, с разработкой автономного транспорта, что может привести к существенному сокращению и сроков, и стоимости доставки товаров. Компания Amazon уже начала эксперименты по доставке грузов с помощью беспилотных грузовиков. Обещают, что тестирования грузовиков, оснащенных беспилотной системой управления, начнется на российских автомагистралях уже в этом году».
В России над проектом беспилотных грузовиков активно работает «КамАЗ»: серийный выпуск грузовых беспилотных автомобилей компания планирует наладить уже в 2025 году.
В мире беспилотную доставку одновременно разрабатывают многие компании: Amazon, Waymo, General Motors, Ford. Сеть супермаркетов Kroger (2800 офлайн-магазинов) совместно со стартапом Nero уже запустила доставку продуктов с помощью беспилотного авто: клиент делает заказ онлайн, сотрудники магазина на месте собирают его и отправляют в одном из автономных транспортных средств. Клиент получает персональный код, с помощью которого может разблокировать нужный отсек в автомобиле и забрать товары.
Доставка с помощью дронов также перестала быть экзотикой: их применяют Amazon, сервисы по доставки пиццы в США, в Скандинавии с их помощью доставляют лекарства, а в России планирует использовать и тестирует «Почта России».
Специалисты уверены, что на смену им придут в ближайшее время гораздо более универсальные беспилотные летательные аппараты.
Они будут осуществлять грузовые перевозки в разных сегментах, начиная от экспресс-доставки посылок массой от 0,3 до 10 кг и заканчивая многотонными доставками грузов.
Беспилотные воздушные суда не нужно оборудовать системами жизнеобеспечения или иллюминаторами, а эксплуатировать можно 24 в сутки. Эксперты полагают, что их появление изменит весь рынок грузоперевозок: появятся дальнемагистральные маршруты между хабами с воздушными судами большой грузоподъемности, а внутри будут региональные хабы и сетевая доставка до «последней мили».
Автоматизация прогнозирования
«По моим наблюдениям, ритейл сейчас делает наибольший акцент в увеличении точности прогноза продаж и расширении горизонта планирования, — отмечает Сергей Потапов, директор по логистике компании «ПрофХолод». — При удачном внедрении заметно улучшаются финансовые показатели, оптимизируются операционные затраты. На одной из конференций меня впечатлил бизнес-кейс по внедрению программного продукта JDA в одной известной российской компании, владеющей крупной сетью гипермаркетов».
Речь идет о X5 Retail Group, которая в минувшем году завершила проект по автоматизации прогнозирования спроса и планирования пополнения товарного запаса в магазинах и на распределительных центрах торговых сетей «Перекресток» и «Карусель».
Система управления цепочками поставок на основе программного продукта от американской компании JDA Software использует данные компании о продажах, маркетинговых и рыночных активностях за два года, информацию о катаклизмах и стихийных бедствиях, массовых мероприятиях и других событиях, влияющих на поведение людей и работу магазинов.
Сопоставляя полученные данные, система прогнозирует объем продаж каждого товара в каждом магазине и планирует поставки таким образом, чтобы заранее и в полном объеме удовлетворить спрос на товары.
Программное решение также позволяет управлять товарным запасом на всей цепочке от поставщика до магазина, анализировать ситуации дефицита, автоматизировать заказ и поставки с учетом фактических продаж и автоматически корректировать заказы для соблюдения условий поставщиков.
Искусственный интеллект вместо диспетчера
«В центре внимания сегодня — автоматизация заказов и их диспетчеризация, — уверен Андрей Савин, акционер внутригородского агрегатора b2b-перевозок Vezubr. — Наши исследования показывают, что простои транспортных средств (ТС) внутри города колоссальны. Лишь половину времени грузовое ТС в условиях современного города находится в заказе, еще столько же — оно его ожидает или едет пустым с или до заказа. Эффективность в городе можно поднять минимум вдвое, это большой рынок и хорошая прибыль. Кроме того, значительная часть рынка находится в серой зоне. Приписки времени водителями, за которые расплачивается грузовладелец, непрозрачная система контроля движения ТС, вопрос чистой бухгалтерии — эти проблемы никуда не делись. Сегодня компании на нашем рынке (и не только на нашем) уже давно не конкурируют услугами по перевозке. Они конкурируют финансовой моделью, костами, бизнес-процессами. Вот почему сегодня нужно автоматизировать именно диспетчеризацию грузов и управление загрузкой машина на основе технологий искусственного интеллекта».
«В части автоматизации работы грузового автотранспорта развитие идет по нескольким направлениям. Оптимизируются маршруты, ставятся под контроль все параметры работы транспорта (продолжительность движения, пробег, уровень топлива и так далее) и сокращаются простои за счет оптимальной загрузки транспорта, — считает Марина Кунова, коммерческий директор международного сервиса грузоперевозок GetTransport.com. — При высокой конкуренции обостряется борьба за заказы. Поэтому путем автоматизации транспортные компании стараются также повысить уровень обслуживания и лояльность клиентов. Для этого им нужно оперативно формировать рейсы, гарантировать точность выполнения доставки и избавляться от человеческого фактора в критически значимых процессах».
Электронный документооборот
«Есть нововведение, которое упростит взаимоотношения участников перевозочного процесса – введение электронной накладной, — считает Артем Королев, директор департамента логистики ОТК «ЮниТранс». — Обмен электронными документами не только защитит от подделок и ошибок в документах, поможет сэкономить время и ресурсы, но и в конечном итоге повысит операционные показатели компаний, ускорив оборачиваемость средств».
С этим согласна Анита Свистушкина, руководитель отдела по работе с клиентами компании «АБТ». По ее мнению,
тренд на автоматизацию перевозок только набирает обороты.
«Все больше компаний переходит на такой формат по простой причине – комфортная логистика, поясняет Анита Свистушкина. — Под комфортной логистикой мы подразумеваем, что закупки и отгрузки становятся четко отлаженным механизмом. Преимуществ сразу несколько: отсутствие бумажной волокиты, отсутствие факта ручного ввода, оптимизация закупок и тотальный контроль на всех участках».
Электронные системы бухгалтерского и складского учета позволяют подписывать договора и заказывать товары онлайн: при этом происходит автоматическая проверка соответствия цен и прочих составляющих договору, что позволяет исключить как ошибки, так и задержки. Также система сама проконтролирует поставщика, чтобы он ничего «приписал» к заказу, и зафиксирует все нарушения, такие как недопоставка или нарушение сроков.
«На последних этапах поставщик отгружает товар и информирует об этом покупателя, — продолжает Свистушкина. — Все, что в данном случае печатается, ограничено единственным документом – транспортной накладной. Все, что остается приемщику: проверить товар и провести накладную. Если система заметит малейшие расхождения, сразу же отправляется соответствующий акт, что позволяет уже на следующий день получить полный комплект исправленных документов».
«Среди розничных сетей наблюдается стремление к полному отказу от бумажного документооборота в пользу электронного,
— подтверждает тенденцию Марина Кунова. — Например, в «Леруа Мерлен» планируют полностью перейти на ЭДО к 2020 году. Аналогичный сценарий на всех своих поставщиков распространяет парфюмерная сеть «Иль Де Ботэ».
В то же время о комплексной автоматизации в ритейле говорить пока не приходится. Ее темпы нарастают, но речь идет все же об отдельных бизнес-процессах. Развитию в этом направлении способствует, в том числе, желание властей страны получить полностью прозрачную систему распространения продукции».
Роботизация складской логистики
«В складской логистике наметился четкий тренд на роботизацию, — продолжает Марина Кунова. — Выпуском роботов для работы на складах и выполнения операций по перемещению паллет и отдельных товаров занимаются, в том числе, отечественные компании, например, Ronavi Robotics».
Однако в России этот тренд находится пока в зачаточном состоянии – если сравнивать с мировой практикой. Гиганты ритейла, такие как Amazon и Walmart, сделали ставку на роботизацию складов и сумели значительно сократить издержки.
Так Amazon использует промышленных роботов для отбора и упаковки товаров на складе. Это позволило компании на 20% снизить операционные расходы, что составляет около $22 млн на один складской центр. Такая экономия достигается за счет повышения эффективности складских процессов: цикл операций для конкретного товара сократился с 60-75 до 15 минут, а пространство складов удалось оптимизировать на 50% за счет более рационального его использования.
А Walmart заменяет «ручную» инвентаризацию складов на роботизированную – для этого в компании используют дронов. Они перемещаются внутри логистических центров, делая 30 фотокадров в секунду – это позволяет инвентаризировать огромный склад за один день.
Технологии Интернета вещей, которыми оснащаются современные склады, могут управлять освещением, кондиционированием и вентиляцией, обеспечивать работу подсистем безопасности и контроля доступа на склад, регулировать режим влажности и температуры там, где это необходимо. А датчики, установленные в зоне отгрузки, могут обеспечить дополнительный контроль отправки грузов и защитить от ошибок и пересортицы на этом этапе. Дополнительной опцией могут стать сервисы мониторинга, позволяющие клиенту отследить свой груз на всех этапах: от хранения до перевозки.
Организация фулфилмент-центров
Современные IT-технологии позволяют логистическим операторам расширять спектр услуг и осуществлять весь комплекс операций с момента оформления заказа покупателем и до момента получения им покупки.
«Российских операторов фулфилмент-центров не так много, — рассказывает Михаил Заболоцкий, генеральный директор логистической компании IML. — Условно их можно разделить на две категории. Первые появились из интернет-магазинов, которые в определенный момент своего развития нарастили такие IT-составляющие, что их система управления складом (WMS) могла позволить обслужить не только свои, но и чужие потребности. Например, фулфилмент-операторы Beta Pro, «Маршрут» и Lamoda. Вторая часть фулфилмент-операторов появилась в рамках курьерских служб, которые решили предоставить клиентам еще одну опцию для закрытия логистических потребностей».
Обычно процесс работы с товаром в фулфилмент-центре строится следующим образом: прием товара, его хранение и учет по штрих-коду, комплектация, упаковка, отгрузка в курьерскую службу при получении заказа. Это минимальный набор услуг, которые оказывают все операторы. Но конкуренция растет, и появляется все больше дополнительных опций, которые помогают развивать современную онлайн-торговлю. Например, некоторые службы предлагают забор у поставщика, услугу кросс-докинга и даже доставку собственной курьерской службой с выбором режима (например, в вечернее время или выходные), что значительно ускоряет работу. Это позволяет также снижать сроки доставки и их стоимость.
«Ритейлеры – именно то звено, которое заставляет современный фулфилмент улучшать операционную часть, так как обороты продаж в сети растут день ото дня, — полагает Михаил Заболоцкий. – Основное их требование – наличие всех необходимых ресурсов для хранения, обработки и последующей передачи заказов. Кто-то из онлайн-ритейлеров нуждается только в хранении товаров для торговли или на складе с последующей отгрузкой, другие же готовы отдать весь бизнес на аутсорсинг, что требует немного иных затрат и мощностей. Фулфилмент сегодня должен быть готов к любому из этих вариантов. А конкурентная среда обеспечила еще одно важно условие: гибкая ценовая политика, которая сможет сделать услуги фулфилмента привлекательным и для гигантов электронной коммерции, и для совсем маленьких интернет-магазинов».