← Автомобильные грузоперевозки

Прокуратура ЕАО заинтересовалась весовым контролем

http://www.gorodnabire.ru

Про уже ставшую притчей во языцех рамку весового и габаритного контроля в Биробиджане известно по всей стране. Теперь ей заинтересовалась прокуратура.

При прокуратуре ЕАО прошёл Четвертый открытый форум, посвящённый защите прав субъектов предпринимательской деятельности, включая инвесторов. Грусть таится уже в самой формулировке – как так получилось-то, что в далеко не самом богатом регионе России защитой прав инвесторов занимается прокуратура?!

Как сообщил начальник отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры ЕАО Денис Болгов, предприниматели автономии стали чаще обращаться в органы прокуратуры за защитой своих прав. В 2018 году таких обращений было 124. 

Этот факт можно комментировать двояко: или бизнес стал больше доверять надзорному органу и ищет у него защиты и справедливости, или предпринимателей на территории ЕАО притесняют всё активнее. В любом случае сигнал для региональных властей настораживающий: бизнесу в области неуютно.

Проверку прав инвесторов в ЕАО в январе этого года провела комиссия Генеральной прокуратуры. Высоких гостей интересовала деятельность управлений экономики, сельского хозяйства, ветеринарии, комитета по управлению государственным имуществом, региональных управлений Росреестра, Службы судебных приставов, инспекции труда, налоговиков, а также Фонда «Инвестиционное агентство ЕАО». 

Выводы комиссии нерадужные: инвестиционный климат в автономии стабильно ухудшается. 

В 2015 году регион занимал 25-ю строчку соответствующего рейтинга, в 2017-м – 50-ю, в 2018-м – уже 65-ю. Тенденция, мягко выражаясь, так себе.

Основные факторы, которые отрицательно сказываются на инвестиционном рейтинге, это несовершенство регионального законодательства; некачественное оказание публичных услуг; неэффективность работы организационных механизмов поддержки предпринимательства...

Бизнес-омбудсмен Вячеслав Пастухов сообщил, что в целом по стране число проверок бизнеса существенно снизилось, но их заменили административные расследования, не учтённые в Едином реестре проверок. Недавно руководство страны приняло решение, что в ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте России по правам предпринимателей главе государства будет включен новый раздел – «Индекс административного давления» (ИАД). Рассчитываться этот индекс будет по итогам статистического опроса о состоянии административной среды в России, проведенного социологической службой ФСО. Он будет отражать не только действия или бездействия региональных властей, но и активность некоторых федеральных ведомств на «земле» (Роспотребнадзора, Ростехнадзора, Россельхознадзора, Росприроднадзора, МЧС и проч.), на которые приходится более 90% надзорных мероприятий.

Генпрокуратура, не откладывая дело в долгий ящик, пообещала проверить законность контрольно-надзорных проверок в десяти отстающих регионах.

НО ЕАО – всегда особая территория. И если в остальных регионах традиционно жалуются на «контролёров», то тут главная проблема местного бизнеса – автоматическая система весогабаритного контроля (АСВГК). Валерию Бардышу, председателю отделения «Опоры России» в ЕАО, вновь пришлось рассказывать – на этот раз и.о.прокурора ЕАО Андрею КОЛЕСНИКОВУ – о странных показателях этой рамки и о многотысячных штрафах. Валерий Анатольевич даже предоставил официальный ответ фирмы-изготовителя АСВГК, где указана допустимая погрешность измерений – 10–20%. Предпринимателей не по-детски штрафуют за превышение уже в пять процентов.

– Скандальной ситуации можно было избежать, если бы через СМИ и общественные организации заранее обсудили этот вопрос, – считает Валерий Бардыш. – Но этого не было сделано. Теперь есть судебные решения, что рамка работает некорректно.

Предприниматель Антон Акимов, уже поднаторевший в судебных тяжбах по оспариванию штрафов, которые «выписала» рамка, уверяет, что 

многие грузоперевозчики отказываются ехать в Биробиджан, чтобы не угодить под раздачу. Те, кто готов рискнуть, уже подняли цены на свои услуги.

За доказательством далеко ходить не пришлось. Гендиректор сети продуктовых магазинов «БУМ» Александр Князев лично присутствовал на форуме и озвучил собравшимся, что хабаровские поставщики теперь довозят товары до границ Биробиджана и здесь перегружают их на местные автомобили.

Лично мне очень любопытно, как сильно такая чудная «логистика» повлияла на цены в магазинах за мостом. Другие проблемы, которые мешают развиваться бизнесу в ЕАО, а их немало, участники форума озвучивать не стали. Весогабаритный контроль – проблема номер один, остальные после.

Общее мнение бизнеса автономии озвучил Валерий Бардыш: 

АСВГК в Биробиджане установлена не для повышения безопасности дорожного движения во благо обществу, а для чьего-то персонального обогащения. 

Во-первых, даже если какой-то автомобиль действительно перегружен, под рамкой у водителя нет возможности развернуться и уехать на базу или остановиться и правильно перераспределить груз по осям. Во-вторых, 90% от суммы штрафов идут не на ремонт или укрепление моста, а владельцам весов. Переубедить предпринимателей (да и не только их) будет весьма непросто.

В качестве оппонента бизнес-сообщества выступил генеральный директор ООО «Безопасные дороги» Денис Рыбьяков. 

Да, несколько судов проиграли, но не все же. И штрафы выписывает ГИБДД, а не «Безопасные дороги». Рамка только фиксирует нарушение. Производитель рамки допускает погрешность? Согласен, допускает. Но отклонения надо считать не плюс-минус 20%, а всего 20%, и это плюс-минус 10%. Внеочередную поверку проводило государственное учреждение – какие могут быть вопросы к «Безопасным дорогам»? И так далее, и тому подобное. Неизвестно убедил ли оратор всех в своей правоте, но позиции родной конторы отстаивал уверенно.

Перед прокуратурой автономии теперь стоит непростая задача. С одной стороны, 65-е место в рейтинге, и это без учёта проблем с весогабаритным контролем. До попадания в десятку риска рукой подать, не исключено, что в каком-нибудь промежуточном рейтинге ЕАО там уже и находится. Возможен рост социальной напряженности среди «замостовиков», а это не только правобережная часть областного центра, но и часть Биробиджанского района, а также весь Ленинский и Октябрьский районы. 

С другой стороны, мосты в России в прошлом году то и дело падали. И тяжелые автомобили в этом процессе сыграли не последнюю роль.

По словам Андрея Колесникова, 

относительно работы АСВГК сейчас идёт прокурорская проверка совместно со специалистами Росстандарта. 

Также он взял результаты технических экспертиз, судебных решений у предпринимателей для более детального изучения.

Очень интересно, какое решение примет прокуратура. Ждут его и местные предприниматели. Рамка весового и габаритного контроля – своего рода лакмусовая бумажка: ни в кислой, ни в щелочной среде бизнес расти не будет. Не исключено, что когда-нибудь мы будем вспоминать это 65-е место в рейтинге инвестиционной привлекательности как хорошие времена.

Олег Котов