Не первый год сфера грузоперевозок работает над переходом на цифровые операции. Все больше и больше транспортных компаний используют новые технологии для экономии и упрощения бизнес-процессов.
Цифровизация сегодня меняет многое: логистику, форматы поставок, каналы и подходы к управлению. Напряженный период в транспортной отрасли приводит к тому, что перевозчикам приходится искать новые решения для оптимизации расходов и повышения эффективности бизнеса.
«За последние полтора года ужесточилась налоговая система, вырос НДС, обеспечена полнота выплат за движение по федеральным дорогам. Результатом стала низкая доходность эксплуатации транспортных средств в отрасли», — говорит учредитель транспортно-экспедиторской компании Dentro Игорь Илькаев.
По статистике, наибольшие расходы приходятся именно на топливо – порядка 30-40%.
Компания Dentro первой среди клиентов приняла участие в тестировании нового сервиса «Курс» от «Газпром нефти». Он позволяет составить оптимальный план заправок на пути следования – система выбирает самые выгодные предложения и отмечает на карте станции сети «Газпромнефть» и партнерские АЗС. В течение месяца два грузовика транспортной компании пользовались привычными маршрутами и АЗС, а еще два — теми, что им рекомендовал цифровой сервис. Каждый из четырех грузовиков прошел 15 тысяч километров.
Пилотное внедрение позволило Dentro получить экономию 1,1%. Для крупных перевозчиков с автопарком в несколько сотен машин сокращение затрат может достигать десятков миллионов рублей в год. По итогам тестирования компания планирует вынести сервис «Курс» в полном формате на весь транспортный парк.
«Это существенный экономический эффект, — говорит Игорь Илькаев. — Никаких дополнительных издержек для интеграции сервиса «Курс» с нашей стороны не потребовалось — ни дополнительных сотрудников, ни какой-либо новой нагрузки на ИТ-инфраструктуру». По его словам, процесс интеграции займет меньше трех месяцев».
В компании «Газпром нефть» отмечают, что экономия на топливе может доходить до 2%. «Мы ожидаем, что 10% наших корпоративных клиентов, подключившихся к сервису «Курс», смогут уменьшить свои расходы на заправках уже в третьем квартале этого года», — говорит Дмитрий Гузеев, генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративные продажи».
Стоит отметить, что сегодня существенную часть транспортного рынка в России, а именно 85%, занимают компании, которые используют в работе менее десяти грузовиков. Но даже для них выгода от использования «Курса» будет ощутимой. По оценкам специалистов, экономия с одного автомобиля для предпринимателя составит порядка 30 тысяч рублей в год.
Услуг много — платформа одна
«Курс» был разработан компанией «Газпром нефть» в рамках стратегии создания цифровой платформы для коммерческого транспорта.
«Платформенный» подход – глобальный тренд на пути повышения цифровизации предприятий и обеспечения их эффективности. «Газпром нефть» внедряет новые сервисы и цифровые решения, и, собрав эти продукты воедино, компании удалось сделать транспортному рынку качественно новое предложение – платформу «ОПТИ 24». С ее помощью более 40 тыс. клиентов компании помимо нефтепродуктов получают разные сервисы и услуги по принципу «единого окна»: контроль транспортных расходов организации, управление настройками карт, построение маршрутов, формирование отчетов, электронный документооборот и удобные способы внесения средств на счет. У клиентов есть возможность отказаться от бумажных документов – теперь их заменяют электронные формы.
«Более 98% наших корпоративных клиентов активно пользуются нашими ИТ-платформами для управления бизнесом», — поясняет генеральный директор «Газпромнефть-Корпоративные продажи».
С самого начала топливная карта подразумевала удобство и контроль над расходами на нефтепродукты, упрощала ведение бухгалтерского учета как в крупных компаниях, так и у перевозчиков с небольшим автопарком. Теперь привычная топливная карта «Газпром нефти» становится сервисной и обеспечивает более широкий набор услуг для управления автопарком.
С ее помощью можно оплачивать любые товары на АЗС (бензин, реагент AdBlue, чашку кофе и так далее), услуги шиномонтажа, мойки и замены моторного масла на станциях техобслуживания. Карту принимают на 2600 АЗС в России и СНГ, а также на 350 станциях мойки, шиномонтажных мастерских и СТО.
Новые функции появляются регулярно и в личном кабинете. Во избежание приостановки обслуживания клиенты могут получать по электронной почте уведомления о состоянии баланса. Пополнить счет теперь можно при помощи обычной банковской карты в любое время суток. На сегодняшний день разработан функционал пополнения расчетной записи госсистемы «Платон», а также проверки штрафов. Работать в личном кабинете можно через мобильное приложение, доступное пользователям iOS и Android.
«Газпромнефть-Корпоративные продажи» – одна из немногих компаний-поставщиков топлива, которая предоставляет столь широкий портфель цифровых услуг для перевозчиков. Ведётся непрерывная работа над созданием цифровых сервисов, доступных на платформе «ОПТИ 24». До конца года она пополнится новыми услугами, в первую очередь – решениями для оплаты дорожной инфраструктуры.
«Из поставщика топлива компания превратилась в цифрового партнера для бизнеса. Клиентам необходим не столько удобный сервис для приобретения нефтепродуктов, сколько инструмент для повышения эффективности работы предприятия, – говорит Дмитрий Гузеев. – Мы предлагаем бизнесу передовые цифровые решения, создаем омнисегментные продукты, которые подойдут как компаниям с большим автопарком, так и фирмам с несколькими автомобилями».