Рост цен на топливо, плохие дороги, конкуренция — все это не главные проблемы автомобильных грузоперевозок. Основной тормоз развития отрасли — человек за рулем. Ему нужно отдыхать половину суток, в которые машина просто стоит.
Как это работает
Сейчас часто говорят про замену живых водителей автоматикой. Разработчики пытаются научить самостоятельно различать дорогу, другие машины, людей, знаки и многое другое. Получается пока плохо: для аккуратного вождения нужно уметь немало. Тут и люди с опытом не всегда справляются.
Безусловно, будущее за автоматическим транспортом. Технологии уже изменили многие другие сферы и отправили на свалку истории кучу разных профессий. Так же будет и с водителями грузовиков. Но пока создание беспилотных машин идет не так быстро, как хотелось бы.
Да и дорогие они пока еще. Один только лазерный радар, с помощью которого машина ориентируется в пространстве, стоит десятки тысяч долларов.
До момента, когда автоматика полностью вытеснит человека из кабины, остается еще минимум два десятка лет.
А проблемы нехватки дальнобойщиков, стоянок с отелями и кражи грузов есть уже сейчас. Чтобы их решить, не дожидаясь светлого автоматического будущего, появилась простая технология удаленного управления. Живой водитель управляет грузовиком через интернет, ориентируясь по камерам.
Все работает довольно просто, как в компьютерной игре. На грузовик устанавливается система камер и датчиков, а также механизмы поворота руля и управления газом/тормозом/КПП. Все это подключается к интернету через мобильные сети или спутник.
Рабочее место водителя в такой схеме напоминает гоночный симулятор: удобное кресло, большие мониторы вокруг, электронный руль и педали. Все это тоже подключено к интернету.
Водитель видит картинку с камер грузовика на мониторах и может управлять машиной так, как будто сидит за ее рулем. Только благодаря интернету грузовик и водитель могут находиться на разных концах Земли. Все управляющие воздействия, такие, как повороты электронного руля или нажатия на педали, передаются на реальные руль и педали грузовика с помощью механических приводов.
Данная схема открывает новые возможности. Во-первых, можно привлечь больше людей к управлению грузовиками за счет более комфортных условий труда.
Ведь за монитором можно сидеть в теплом офисе недалеко от дома, а не крутить настоящий руль в холодной кабине черт знает где. И шанс погибнуть в аварии нулевой.
После смены «компьютерный» водитель может пойти домой, к жене и детям. Никакого спальника в кабине на стоянке среди других фур. А на место этого водителя сядет сменщик, и машина под его управлением поедет дальше, ускоряя сроки доставки в несколько раз.
Техническое оснащение грузовика и места работы дистанционного водителя можно собрать из стандартных компонентов, которые производятся миллионами и стоят дешево. Буквально несколько тысяч долларов будет достаточно.
В России и в Америке
Неудивительно, что с такими плюсами уже нашлись желающие поставить технологию удаленного вождения грузовика на поток. Одна из подобных компаний — американская Phantom Auto. Недавно она выпустила ролик с демонстрацией работы своей технологии.
Для проверки выбрали максимально большое расстояние в рамках Америки: оператор из офиса в Силиконовой долине управлял грузовиком в штате Джорджия. Их разделяли 4 тыс. километров.
В итоге водитель смог выполнить несколько сложных маневров, не доступных многим опытным дальнобойщикам. Как говорят разработчики, расстояние может быть абсолютно любым, была бы связь хорошей.
На этом зарождающемся рынке работают и многие другие компании, например, Embark, TuSimple и Starsky Robotics. Решения всех компаний предполагают сочетание автоматики и человека: грузовик ведет автопилот до момента, когда не может справиться сам.
Такие ситуации возникают у автоматики при съезде с шоссе на разгрузку в логистическом центре, в городах или в случае ДТП на пути следования. Также не всегда современная автоматика может работать в плохую погоду. Во всех этих случаях ситуацию берет под контроль удаленный водитель.
«Вместо того чтобы исключать людей из процесса вождения, мы используем их опыт там, где он нужнее всего. Остальное достается машине», — пояснили концепцию основатели компании Scotty Labs, которая тоже создает системы дистанционного вождения грузовика.
Аналогичные решения разрабатывают и в России. «КАМАЗ» активно разрабатывает свои беспилотные грузовики, которые должны оказаться на дорогах уже к 2025 году. Управлять ими в сложных условиях должны будут диспетчеры автоматизированного транспорта.
Подготовку таких «водителей будущего» в России планируют начать уже в следующем году. Много для учебы не надо: достаточно взять уже работающие симуляторы гоночного автомобиля и запустить на них нужную программу.
Организатор обучения, Национальная технологическая инициатива (НТИ) «Автонет», планирует запустить в 2020 году 12 центров обучения диспетчеров автоматизированного транспорта в разных городах России. В них со старта будут доступны 264 симулятора. Учитывая пока очень скромные темпы внедрения беспилотной техники, этого должно хватить.
Когда водителей выгонят из кабин?
Средний срок внедрения, который называют разработчики беспилотных грузовиков, — четыре года. Главное, что останавливает развитие этой технологии, — качество связи на дорогах. Сегодняшние мобильные сети не всегда могут обеспечить стабильную передачу больших объемов информации с едущего по шоссе грузовика.
Решать эту проблему взялись двумя путями: строительством новых наземных сетей и разворачиванием спутникового интернета следующего поколения. В первом случае речь идет о технологии 5G — это более современный вариант работающих сегодня 4G сетей.
Тестовые зоны новых сетей уже работают в нескольких странах, а заменять 4G она начнет в ближайшие 2-3 года. Благодаря этому заметно вырастет скорость соединения и стабильность передачи данных. Но все равно на трассах могут оставаться зоны с плохим качеством связи.
Глобальный беспроводной доступ в интернет с помощью сети специальных спутников на низкой орбите сегодня строят восемь компаний со всего мира. В том числе и SpaceX яркого предпринимателя Илона Маска. Компания уже запустила два тестовых спутника на орбиту и готовит к старту еще 60.
По плану, уже через пять лет на орбите должны летать тысячи устройств, дающих широкополосный доступ в интернет в любой точке Земли. С такой связью гораздо легче строить беспилотную технику.
Эти цифры позволяют предположить, когда можно будет начать работать дальнобойщиком удаленно.
Грузовики с дистанционным управлением станут популярны, когда появится стабильная и дешевая связь. А это будет примерно через 5 лет.
Можно представить себе картину: на теплом острове Бали появятся новые удаленные работники, сбежавшие от российских холодов. Но это будут не привычные программисты, дизайнеры и маркетологи. Суровые дальнобойщики возьмут свои автосимуляторы и переедут на полгода под пальмы.
Хотя надолго они там не задержатся. Дело в том, что наличие дистанционных водителей позволит гораздо быстрее обучать машины вождению грузовиков. Такая удаленная работа даст огромный массив полезных данных о том, как именно опытные люди действуют в той или иной дорожной ситуации. В итоге полностью автономные машины появятся намного быстрее.