Почему профессионалы уходят из бизнеса
Координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко побеседовал с коллегами и попытался выяснить, почему водители всё чаще бросают любимую, но не самую доходную профессию.
Помните пословицу «вход рубль – выход пять»? Она в полной мере относится к автоперевозкам. Давно канули в лету времена, о которых до сих пор ходят бесчисленные байки из разряда «купи фуру – заработай миллион».
Сейчас проблема в другом. Многие мои коллеги и знакомые всерьез раздумывают о том, как продать фуру и не влететь на миллион. Что заставляет людей принимать такие непростые решения и бросать бизнес, работу, которой они посвятили практически всю сознательную жизнь? Попробуем разобраться.
За деньги можно купить машину, но не профессионализм
Игоря Данильчука я знаю без малого два десятка лет. Это профессионал с большой буквы. Он возил грузы где только можно и на чем только можно. Прошел через огонь, воду и медные трубы. Сам с севера, поэтому в последние годы избегал суеты европейской части России. Работал в Сибири, на Дальнем востоке, в Якутии… Я был крайне удивлен, когда узнал, что он уходит из дальнобоя.
Игорь возил контейнеры, лес, металлолом. Был у него и шторный прицеп. Два года назад он решил купить реф, который тогда показался предпринимателю самым надёжным вариантом: ведь продукты нужно возить всегда.
Рассказывает Игорь Данильчук:
— Люди едят. Оборот продуктов не должен был упасть. Но он упал: выходит, сегодня у людей нет денег даже на питание. Раньше я мог пойти в магазин и купить бананы, апельсины, мандарины – таких трат я даже не замечал. А сейчас я могу купить хлеб да курицу с яйцами – на свинину денег уже не хватает. Все говорят, что экономика растёт, но мне кажется, что это не так.
Крупные фирмы никогда не займут весь рынок. Все большие компании, работавшие в конце 90-х, уже исчезли. Я не думаю, что крупный бизнес сможет потеснить мелких перевозчиков.
За деньги можно купить машину, но профессионализм за деньги не купишь. Этот принцип и сегодняшняя ситуация взаимосвязаны. Многие люди влезли в бизнес, набрав кредитов и купив машины на чужие деньги. А потом они в шортиках в Якутии в сорокаградусный мороз кричат в рацию – выручи, дай солярки! Останавливаешься, сливаешь ему канистру, а он говорит – ты неправильно понял, дай мне триста литров, мне до дома не доехать.
Не осталось ничего: ни культуры вождения, ни взаимоуважения. На Дальнем Востоке и в Сибири еще что-то теплится, еще встречаются нормальные водители, приятно ехать. И поворотником моргнут, и по рации скажут, а если видят, что едешь пустой, пропустят. А дальше пошла натуральная нервотрепка. Обгоняешь грузовик, видишь, что водитель молодой, 20-22 года, едет в наушниках, чуть ли не танцует, ему наплевать, груженый ты или нет. Поставил круиз и шпарит.
Однажды я по рации сделал замечание и услышал ответ: будет место – обойдешь, это твои проблемы.
Многие осудят меня за эти слова, но в последнее время я сам стал относиться к людям холоднее. У меня мягкий характер, я вообще старался всем помогать, но потом решил, что больше не буду ездить на север. Мне надоело гробить свою электростанцию, болгарку, дрель, тепловую пушку, доставать их, что-то чинить, а потом тебе даже спасибо не говорят. Или помогаешь, а спустя сутки останавливаешься, чтобы заменить колесо, а тот, кому ты вчера помог, пролетает мимо. Ну как это назвать? Бог ему судья. В последние годы я стал холоднее. Если буду видеть, что кто-то замерзает, спасу от смерти – но не более того.
У всех нас сейчас одна беда: мы боимся сделать шаг, боимся завязать с этим бизнесом. Даже не так: поменять работу. Я не считаю это бизнесом. Я привык к этой работе, она мне по душе, но это не значит, что я должен кого-то кормить.
Почему я должен кормить коммерсантов, которые на моем горбу хотят в рай вылезти? В начале апреля я привёз с Омска 22 тонны картошки за 70 тысяч рублей. Только-только на солярку. Получается, я еще из своего кармана вложил в чей-то бизнес деньги. Есть ли смысл в такой работе?
Здравомыслящих перевозчиков осталось немного. Люди ушли из-за денег, из-за здоровья. Теперь решил уйти и я. Тяжело, но у меня есть время найти что-то, пока мне 50. Потому что если я не уйду, то останусь без работы потом, на старости лет… лучше рано, чем поздно.
Игра без правил
Юрий Поляков вёл видеоблог, рассказывая о жизни и работе профессионального водителя, предпринимателя-автопервозчика. Когда, как и почему он принял решение покинуть бизнес?
Рассказывает Юрий Поляков:
— Уходить из бизнеса нужно тогда, когда он становится неинтересен или убыточен. Закрыть свое дело нужно так, чтобы у тебя остался золотой парашют, запас средств на дальнейшее проживание – а в идеале деньги на раскрутку чего-то нового.
Почему я ушел из грузоперевозок? Потому что то, с чего мы начинали 15-20 лет назад, исчезло, всё стало по-новому. Лучше или хуже? Относительно чего мерить.
С одной стороны, какая мне разница? Ну ввели «Платон», ну подорожала солярка, выросли штрафы, повесили новые знаки. Мне как перевозчику – наплевать. Под запретительный знак я не поеду, а траты на солярку заложу в тарифы. Мне не важно, сколько она стоит, потому что её стоимость закладывается в бюджет поездки.
Но в реальности все иначе. Все нарушают законы, приходится нарушать и мне, иначе **** моему бизнесу.
Законов приняли много, но вменяемых правил игры на рынке автоперевозок как не было, так и нет. И я весь такой правильный и грамотный раз за разом проигрываю очередному раздолбаю, демпингом и взятками закрывающему свои косяки. Это одна из причин, по которой я решил свернуть свой бизнес.
Пока жду, слежу за ситуацией. Работаю на камазике, езжу, подметаю улицы и наблюдаю, что будет дальше. Если все войдет в свое русло, если будет наведен какой-то порядок, то может и по-новой начну – а почему бы и нет? Тряхну стариной: опыта много, вполне могу создать что-то новое. Но в нынешней ситуации это невозможно.
Ищи, кому выгодно
Таких историй сотни и тысячи. В них есть все – и эмоциональный надрыв, и нежелание идти против собственных представлений о том, что правильно, а что нет. Десятки моих друзей и знакомых за последние годы ушли из этого бизнеса. Причины у каждого свои, но в основе их решений – бардак, непрекращающийся бардак в отрасли, которой они отдали годы жизни.
В анализе тех или иных ситуаций меня всегда учили идти от частного к общему, то есть на основании ряда конкретных примеров делать какие-то обобщающие выводы. Общее в нашем случае – это крайне плачевное состояние дел в автоперевозках. Бардак, в котором заинтересованы все, кроме вменяемых, грамотных автоперевозчиков.
Со временем проблем у перевозчиков становится все больше. Но было бы ошибкой считать, что все принимаемые нормативные акты направлены на вытеснение малого и среднего бизнеса. В моем понимании это не так. Не мне вам рассказывать, как исчезают крупные транспортные компании. Большие автопарки разоряются и вылетают с рынка, точь-в-точь как ИП-шники.
Я много и часто общаюсь со всякого рода чиновниками – Минтранс, Минэк, депутаты. Много общаюсь с перевозчиками, представляющими бизнес всех форм собственности и величины – от ИП-шников до руководителей крупных транспортных компаний, акционерных обществ. У меня в последнее время складывается вполне обоснованное мнение о том, что
наведение порядка в автоперевозках не нужно никому кроме самих перевозчиков.
Автотранспортным сообществом предлагается огромное количество мер и шагов, направленных на улучшение ситуации в автоперевозках, на исправление косяков, допущенных нашей законодательной и исполнительной властью. Но это никому не интересно. Почему?
Потому что в моем понимании наведение порядка в автоперевозках приведет к увеличению стоимости транспортной составляющей в себестоимости продукции, товаров и услуг. И я могу четко констатировать, что в части этой деятельности общественных объединений и экспертных советов мы наталкиваемся на мягко-незаметное, но в то же время жесткое сопротивление наших партнеров, грузоотправителей, заказчиков перевозок. И выхода из этой полутупиковой ситуации я на сегодняшний момент не вижу.
Качественная, дорогая транспортная услуга не нужна никому. А раз она не нужна, значит будет продолжаться этот бардак на дорогах, демпинг, принятие новых законов и их тотальное неисполнение.
Удачи тем, кто уходит из автоперевозок. Сил, крепких нервов и терпения тем, кто остаётся.
Источник: канал Валерия Войтко