Когда полноценно заработает система весового контроля, почему в стране ремонтируют дороги, но не мосты, появится ли в регионах свой «Платон»? Эти вопросы обсудили на Сибирском транспортном форуме.
Пленарная дискуссия, изначально анонсированная как «Автомобильные перевозки. Законодательное регулирование», уже на первых минутах отклонилась от главной темы. Огонь проблемных тем, обозначаемых представителями Законодательных собраний регионов, взял на себя и. о. директора департамента государственной политики в области дорожного хозяйства Минтранса РФ Григорий Волков. Нельзя сказать, что все его ответы полностью удовлетворили участников разговора, но, по крайней мере, представитель Минтранса был честен и откровенен.
Большие споры возникли вокруг темы весогабаритного контроля большегрузных автомобилей.
Система не то чтобы не работает полноценно в масштабах страны — показатели её эффективности сильно разнятся порой даже в соседних регионах. Более того, есть случаи, когда в регионах простаивают построенные и работоспособные не стационарные или передвижные, а автоматические пункты контроля. Если на первых двух типах пунктов необходимо присутствие работников Госавтоинспекции, которых в последние годы существенно сократили, то почему не работают «автоматы»?
По словам Григория Волкова, зачастую это связано с волей самих регионов, опасающихся социального взрыва со стороны перевозчиков, которые и так обложены налогами и сборами со всех сторон. Это мнение отчасти подтвердил и председатель Законодательно собрания НСО Андрей Шимкив, вместе со своим заместителем Валерием Ильенко являвшийся спикером пленарной дискуссии.
С другой стороны, полноценный весовой контроль требуют многие перевозчики, которых можно условно обозначить как «добросовестные». Мало того, что их конкуренты получают экономическое преимущество, перевозя грузы больше разрешённой нормы, так они ещё и «убивают» дороги, по которым ездят все остальные. Проблема настолько сложная и болезненная, что, откровенно говоря, не верится в её разрешение в ближайшее время. Позиция министерства заключается в том, что должна быть система, которой доверяют все так же, как и камерам фото- и видеофиксации нарушений ПДД. А помимо чисто технической стороны вопроса важны и институциональные моменты: самосознание участников движения, уважение к закону и т. д.
Григорий Волков признал, что
социального взрыва опасаются не только в регионах, но и на федеральном уровне.
По словам чиновника, ситуация с «Платоном» — веха, которую никогда не забудут, и хотя систему сбора с большегрузов в итоге внедрили, но общественный резонанс уже тогда дал понять, что просто так, в приказном порядке, уже ничего решать нельзя.
Отвечая на вопрос: «Будет ли введён «Платон» на региональных дорогах?» — он отметил, что
со временем введение этой меры неизбежно (не указав, правда, даже приблизительных сроков),
но с огромнейшей долей вероятности право выбора будет делегировано региональным парламентам.
— Ясно, что это произойдёт нескоро, и регионы будут не только сами решать, вводить плату или нет, но и сами регулировать тарифы. При всей сложности ситуации очевидно, что даже нацпроект БКАД охватит лишь малую долю региональных дорог, а деньги на их содержание и ремонт где-то нужно находить, — сказал Григорий Волков.
Тему БКАД продолжил Валерий Ильенко, подчеркнувший, что в нынешней редакции нацпроекта ни копейки не заложено на содержание и ремонт мостовых переходов, преимущественно небольших, на региональных и муниципальных дорогах.
— Мы строим и ремонтируем дороги, но если на каком-то участке нельзя будет проехать через аварийный мостик, то весь смысл теряется, — заметил Валерий Ильенко.
Григорий Волков (в какой-то момент дискуссия трансформировалась в его пресс-конференцию) подчеркнул, что на уровне Минтранса и даже Президента РФ не просто знают об этой проблеме, но даже знают точное количество проблемных точек.
— Таких аварийных мостов по России около 2 600, и в нашем министерстве уже разрабатывается программа под условным названием «1 000 мостов». Из названия понятно, что предпочтение будет отдано самым проблемным объектам, но проблема даже не в деньгах, она гораздо глубже, — сказал он. — Даже если программа будет готова, то 2020 год уйдёт на подготовку проектно-сметных документаций, но даже в 2021-м начать работу будет непросто. В стране сейчас просто страшный дефицит профессиональных мостостроительных организаций. Оставшиеся крупные компании заняты на масштабных объектов, а где найти столько профессионалов-мостовиков даже на 1 000 мостов — вопрос сложный.
Итог дискуссии подвел спикер заксобрания НСО Андрей Шимкив, ещё раз заостривший внимание представителей федерального центра на набившем оскомину 44-м федеральном законе о госзакупках. Андрей Иванович призвал «федералов» и коллег из регионов совместно инициировать внесение изменения в закон, хотя бы в части предквалификации подрядных организаций, занимающихся дорожно-строительными работами.
— Не секрет, что многие тендеры выигрывают фирмы-«пустышки» и отдают работу на субподряд.
Потом, в случае проблем — а они возникают практически всегда, — и спросить не с кого, и банкротить нечего: у них, образно говоря, стол, ручка и 10 тысяч рублей уставного капитала. Когда мы вступаем в эпоху нацпроектов с огромными объёмами финансирования, то дополнительные «тормоза» в выполнении поставленной президентом задачи никому не нужны, — отметил Андрей Шимкив.