← Коммерческий транспорт

Как делают грузовики Scania. Репортаж с завода в Сёдертелье

https://www.verkstaderna.se/

Штаб-квартира и главные производственные мощности Scania вот уже более 125 лет находятся в небольшом городке Сёдертелье неподалеку от Стокгольма. Фотосъемка здесь запрещена, но для AUTO-Consulting сделали исключение. Итак, смотрите, как делают всемирно известные грузовики Scania.

Сёдертелье – совсем небольшой городок, расположенный в 40 километрах от столицы Швеции Стокгольма. Согласно официальным данным здесь проживает около 80 тыс. жителей и почти в каждой семье кто-то работает на Scania.

Собственно, Сёдертелье – это классический моногород. Кроме Scania здесь еще есть производство фармацевтической фирмы AstraZeneca, несколько торговых центров, магазинчики и кафе. Есть даже экстравагантный музей Tom Tits Experiment. Но главным и основным здесь всегда считалась Scania.

Городок очень чистый и ухоженный. В будни Сёдертелье почти пустой – все жители на работе, а ближе к вечеру улицы немного оживают. Здесь живут 50 национальностей, а основная диаспора – выходцы из Сирии.

Немного истории

Все началось в 1891 году, когда в Сёдертелье была основана фабрика по производству железнодорожных вагонов - VAGNFABRIKSAKTIEBOLAGET I SÖDERTÄLJE (по-шведски это значит - ООО "Фабрика вагонов в Сёдертелье"), сокращенно VABIS. И в честь нее на главной улице города и сейчас стоит вагонная тележка.

К автомобилям в Сёдертелье пришли чуть позже – в 1897 году, когда инженер компании Vabis Густав Эрикссон начал работать над прототипом автомобиля. В августе этого же года в Швеции заработал и первый двигатель внутреннего сгорания, работавший на парафиновом масле.

Здесь следует отметить, что в 1900 году в другом шведском городе Мальме была основана компания Maskinfabriksaktiebolaget Scania для производства велосипедов. И она также мечтала выпускать автомобили.

В 1901 году с новой фабрики Scania выходит первый легковой автомобиль, а к концу 1902-го был создан первый грузовой автомобиль Scania, оснащенный двигателем мощностью 12 л.с. и грузоподъемностью 1,5 тонн. В 1911 году произошло слияние Scania и Vabis, что дало положительную синергию и производство грузовиков и автобусов началось уже на двух заводах в Мальме, и в Седертелье. Новое объединение – Scania-Vabis оказалось довольно устойчивым и успешным. Следующая смена названия произошла аж в 1969 году, когда Scania-Vabis объединяется со шведским производителем легковых автомобилей и авиатехники Saab. Имя Saab присутствовало на логотипе Scania вплоть до 1995 года, когда бизнес по производству легковых автомобилей был продан General Motors.

Сама же Scania с 2008 года на 67% принадлежит концерну Volkswagen, но по-прежнему ведет самостоятельную политику. К слову, Scania с 1948 года сама является представителем VW в Швеции, так что тут был явно обоюдный интерес.

Производство Scania

В Сёдертелье расположен не единственный завод Scania, но он по-прежнему самый крупный и ключевой. Именно здесь собирают все сложные модификации, нестандартные исполнения грузовиков, и отсюда стартует запуск новых поколений. Фактически, в Сёдертелье расположено сразу несколько предприятий Scania: завод двигателей, завод шасси, завод коробок передач и осей и сборочный завод. Все это объединено в единый кластер – Scania Area. Сюда даже ходит электричка из Стокгольма, так как многие работники живут в столице.

Завод двигателей выпускает всю «линейку» силовых агрегатов, которыми комплектуются грузовики Scania, дорожно-строительная техника, трактора и комбайны, а также морские и речные суда. За год предприятие выпускает более 50 тыс. агрегатов.

Сборка силовых агрегатов ведется на многопостовом конвейере, после чего двигатели попадают в зону тестов. Здесь к ним подключают контрольные датчики и тестируют «на холодную», то есть видят на приборах все процессы, но сам двигатель вращают электромоторы.

После успешных тестов двигатели отправляются в малярку. Притом, туда попадают двигатели уже с установленными генераторами, патрубками и фильтрами. Как же их красят?

Секрет заключается в точной настройке малярного робота. В камере он филигранно проходится по тем поверхностям, которые необходимо окрасить и старательно обходит те места, где краски быть не должно.

В Scania существует своя иерархия цветов для двигателей. Так, в серый цвет окрашивают двигатели грузовиков, в оранжевый – судовые двигатели, в синий – двигатели для сельского хозяйства и т.п. Не перепутаешь.

 

Главный сборочный конвейер Scania имеет несколько ниток, на которых от поста к посту ведется сборка будущего грузовика. Такт работы – чуть более 6 минут, за это время сборщики на одном посту должны завершить все операции, предусмотренные для их бригады для одного грузовика.

Как нам рассказали на предприятии, Scania заимствовала конвейерную систему контроля качества Toyota, но немного ее модернизировала. Здесь вдоль конвейера также тянется шнур – «андон», с помощью которого можно остановить весь конвейер, если обнаруживается на каком-либо участке отклонение. В этом случае штатной бригаде придут на помощь коллеги.

 

Но на самом деле контроля здесь сразу несколько уровней. Есть Team Leader – бригадир, который следит за работой своей команды. Есть Audit, который выборочно проверяет работу любого из постов. Есть инженеры, которые также смотрят за процессом. Все эти люди одеты в форму разных цветов и не мешают друг другу.

 

Интересно решен на Scania процесс установки нестандартных решений на серийные грузовики. К примеру, идет по конвейеру грузовик с дополнительной задней поворотной осью. Так вот его собирают параллельно две бригады: все, что стандартно устанавливают обычные сборщики, а дополнительную ось монтируют рабочие в синей униформе. На следующем посту опционные детали также монтируют дополнительные люди. Такой подход позволяет вписываться в заявленный такт конвейера и выпускать сложнейшие исполнения на основном конвейере.

При этом, «опционщики» четко работают по своей программе, к ним организован отдельный подвоз комплектующих, чтобы к моменту подхода нужного шасси, они уже знали, что и куда нужно крепить.

Всего на сборочном конвейере Scania работают люди 50 национальностей. Средняя заработная плата у них – 2500-3000 евро.

Сами здания цехов далеко не новые. Судя по архитектуре, их строили в 50-60-х годах, но внутри все стерильно, чисто и комфортно. Ни единой капли масла или грязи. Чистые наливные полы, необходимый микроклимат, здесь многие работают в шортах и футболках. И инструмент у всех – первоклассный, плюс много специальных приспособлений для контроля динамометрии затяжки.

Нам было интересно узнать: «За счет чего же достигается общепризнанное качество сборки Scania?» Оказалось, что это целый комплекс производственных мероприятий. Тут играет роль и оптимальный темп сборки, и несколько степеней контроля, и оптимизация, и ответственность каждого, бригады и цеха.

А еще мы обратили внимание, что на конвейере люди работают с хорошим настроением. Многие улыбаются, успевают пошутить друг над другом, а иногда и помочь напарнику.

Нам довелось побывать на многих автозаводах мира, но далеко не на всех была такая атмосфера. Может в этом и есть секрет успеха Scania?