← Автомобильные грузоперевозки

«Как нож в спину»: Минтранс Хакасии закрывает дороги для большегрузов

ural.today

Серьезные претензии предъявлены угольным предприятиям в Хакасии. По оценкам специалистов, стремясь максимально снизить транспортные издержки, компании загружают машины топливом под завязку. Местный минтранс не намерен мириться с ущербом, который большегрузы наносят дорогам.

Недопустимо превысив нормы, предприниматели получают выгоду, а республика — разбитые трассы. «Угольные предприятия позволяют себе перевозить большие объемы с превышением на ось. В итоге на участках Берый Яр — Бея — Аскиз и Белый Яр — Аршаново — Бея фиксируем серьезные разрушения. По специальной методике, утвержденной постановлением российского правительства, мы провели статистический анализ вреда, причиненного дорогам. Основные фигуранты — три разреза», — заявил глава министерства транспорта РХ Иван Тиронов. Согласно подсчетам минтранса, в 2018 году эти компании перевезли по автомагистралям около 4 млн. тонн угля — 670 железнодорожных составов, почти четверть всей годовой добычи Хакасии. При этом урон, нанесенный асфальтовому покрытию (около 3,3 млрд. рублей), в два раза больше размера республиканского Дорожного фонда на 2019 год. 

«Проблема остра не только у нас, но и в других регионах страны. Весовой контроль крупногабаритного транспорта сегодня, к сожалению, нормально нигде не действует. Полномочия по его организации от МВД перешли собственникам автодорог. Между тем, законодательно механизм не предусмотрен. Мы же эффективно проводить эту работу не можем, чем грузоотправители, перевозчики и пользуются. Единственный способ — автоматическая система весогабаритного контроля, которую начнем планомерно вводить со следующего года», — пояснил министр. 

Ну, а пока решено предпринять неотложные меры. С 18 июля на отдельных участках пострадавших трасс введено ограничение для движения транспортных средств, общая масса которых превышает 3,5 тонны. 

«Дороги крайне изношены. На полотне огромные выбоины и колеи, которые создают угрозу безопасности движения. Пока ограничения не распространятся на пассажирские автобусы, автомобили почтовых и экстренных служб, дорожно-строительную и дорожно-эксплуатационную технику, все так и останется. Но ситуация такая, что в дальнейшем может встать вопрос еще и об ограничении скорости, которое распространится уже на всех», - заявили «Веку» в минтрансе республики. 

Реакция угольных предприятий был предсказуемой: они пообещали республике снижение налоговых поступлений. 

На прошлой неделе в Хакасии прошел круглый стол, организованный промышленниками. Угольщики жалуются на проблемы отрасли и на то, что инициатива правительства РХ о транспортных ограничениях именно сейчас – это нож в спину. Как выяснилось, рынок переживает не лучшие времена – цена на уголь падет еще с конца прошлого года. Вдобавок ко всему, предприятия не получают достаточно вагонов от РЖД, чтобы экспортировать свою продукцию в нормальных объемах. Прозвучала цифра в 250 вагонов в сутки. А реальная потребность в 4-5 раз больше. Бизнес теперь с ностальгией вспоминает прежнего руководителя РХ Виктора Зимина. Как бывший топ-менеджер РЖД он умел договариваться с железнодорожниками на этот счет. И когда на фоне всего этого правительство Хакасии теперь еще и предъявляет счет за разбитые дороги, промышленники начинают сомневаться в его адекватности. 

«Как можно привязывать железнодорожную отгрузку к конкретному участку дороги и потом рассказывать, что он сломался? Нам говорят об ущербе в 3 млрд. Да все дороги Хакасии, стоящие на балансе, стоят 200 млн. рублей. Кто после такого пойдет к нам в отрасль с инвестициями?» - задается вопросом директор разреза «Аршановский» Евгений Юрин. 

Добавим, ранее Хакасия заявила о том, что делает ставку на развитие именно добычи угля. Ее центром станет Бейское месторождение. До него планируется проложить железнодорожную ветку, рассчитанную на перевозку 20 млн. тонн угля в год. Проект включает строительство станции Шалгиново, электрифицированной однопутки от нее до инфраструктуры общего пользования РЖД на разъезде Кирба, а также развитие коммуникаций в точке примыкания. Предполагается, что новая дорога вступит в строй к 2024 году. По мнению экспертов, освободившись от угольных большегрузов, местные автомобильные трассы «вздохнут» свободнее. Да и воздух вокруг станет намного чище.

Евгений Бурдуковский