Нехватка водителей и несправедливые, по мнению восточноевропейских перевозчиков, положения Пакета мобильности создают проблемы логистическим компаниям.
Отрасль грузоперевозок в Латвии с трудом справляется без гастарбайтеров, а новый Пакет мобильности добавит еще больше проблем, рассказал газете Dienas Bizness коммерческий директор SIA Kreiss Павел Соловьев.
Нехватка дальнобойщиков
Во многих отраслях экономики сегодня наблюдается тенденция к внедрению новых технологий и роботизации процессов, чего нельзя сказать о сфере грузоперевозок – напротив, ей остро необходимы специалисты по логистике и водители фур.
При этом тяжелая работа, необходимость много времени проводить вне дома, риски на дороге, низкий престиж профессии шофера не способствуют привлечению людей в эту область, рассказал Соловьев. По его словам, поиск кадров стал настоящей проблемой, в том числе и в силу того, что латвийских водителей-профессионалов переманивают компании из более экономически развитых стран ЕС.
"Никто не скажет, что сейчас легко работать в бизнесе грузоперевозок. В условиях нехватки квалифицированных водителей нужно найти решение, как затормозить текучесть кадров. (…)
Бывает так, что водители отработают в Kreiss полтора года, получив тем самым признанный опыт работы и подтвердив профессионализм, а затем начинают искать предложения работы в других странах ЕС, где их охотно принимают", - рассказал представитель компании.
Соловьев отметил, что в этих условиях компании вынуждены привлекать гастарбайтеров, а это сопряжено с определенными административными и финансовыми проблемами – латвийские законы не поощряют ввоз низкоквалифицированной рабочей силы.
Пакет мобильности
Новые сложности у грузоперевозчиков могут возникнуть в связи с Пакетом мобильности, который, согласно заявлению Еврокомиссии, должен помочь в борьбе с так называемыми компаниями - почтовыми ящиками, обеспечить водителям надлежащие условия для отдыха (без ущерба для их зарплаты) и поспособствовать в поиске компромисса относительно заработной платы водителей и других требований, выдвигаемых каждым европейским государством в отдельности.
В частности, согласно новым правилам, логистические компании должны составлять графики перевозок таким образом, чтобы водители и автомашины возвращались домой, то есть в страну регистрации автомашины, по крайней мере один раз в четыре недели. Шоферы не должны проводить обязательное время отдыха в конце недели в кабине грузовика.
Каботаж (перевозки грузов внутри одной страны, выполняемые иностранной компанией) разрешено выполнять неограниченно в течение трех дней, после чего наступает 60-часовой "период охлаждения". То есть, например, зарегистрированный в Латвии перевозчик доставляет груз во Францию, после чего три дня подряд выполняет на территории Франции каботаж. Чтобы латвийский перевозчик мог повторно выполнять каботаж во Франции, сначала он должен вернуться в Латвию и затем доставить во Францию новый груз.
Позиция Европарламента и Еврокомиссии по отношению к законам, регулирующим международные грузовые перевозки, вызвала серьезные опасения в отрасли относительно ее перспектив. Соловьев отметил, что
условия Пакета мобильности как будто намеренно разработаны так, чтобы уменьшить конкурентоспособность перевозчиков стран Восточной Европы.
"Прикрываясь заботой о водителях, на самом деле это попытка вытеснить с рынка восточных грузоперевозчиков. Например, первоначально условия Пакета мобильности предусматривали, что раз в месяц шофер должен отдыхать дома, а позже появилась поправка о том, что не шофер, а транспортное средство должно раз в месяц возвращаться в страну, где оно зарегистрировано", - пояснил Соловьев свою точку зрения.
Также, по его словам, положения Пакета мобильности не способствуют мерам по уменьшению объема выхлопных газов.
Грузоперевозчики считают, что поправки к законам создадут дополнительную финансовую нагрузку на предпринимателей, что негативно скажется на экономике страны в целом. Новые условия заставят десятки тысяч машин возвращаться в страны регистрации, но в страны Восточной Европы столько грузов не везут. Чтобы обеспечить возвращение, часть перевозок придется выполнять с убытками, что создаст необоснованные дополнительные расходы и уменьшит конкурентоспособность восточноевропейских перевозчиков.