У витебчанки Светланы Белоусовой нетипичная для женщины профессия. Мать троих детей работает шофером-дальнобойщиком. За рулем огромной фуры она доставляет грузы в страны Западной Европы и российские регионы.
Водителем-дальнобойщиком Светлана стала полтора года назад. Прежде она преподавала в колледже и работала в частной организации.
В семейном бизнесе, будучи заместителем директора, выполняла разные функции - от водителя до руководителя. Подтолкнули к смене профессии жизненные обстоятельства.
– Разойдясь с мужем, оказалась с детьми в сложном материальном положении, в долгах – вспоминает Светлана. – Стала думать, как выйти из ситуации. У меня были водительские права почти всех категорий и достаточный стаж вождения, поэтому затруднений в том, чтобы устроиться шофером, не видела.
Не думала только, что попаду на такую большую технику. Но… глаза боятся, а руки делают. Тем более мой отец – тоже водитель.
Конечно же, делая такой выбор, Светлана в первую очередь задумалась о детях. Каким образом организовать все так, чтобы им было удобно, пока она в рейсе? Тем более младшие – подростки (дочери – 12 лет, сыну – 14), а это сложный возраст.
– Я посоветовалась с ними, со своей мамой и пришла к выводу, что мы справимся, – говорит Светлана. – Кстати, сейчас дети стали более самостоятельными, чувствуют ответственность и за себя, и друг за друга. Каждый день общаемся через интернет-мессенджеры.
Светлана Белоусова объехала большую часть Западной Европы, Балканского полуострова, некоторые регионы России. Коллеги, пограничники, таможенники и гаишники нормально воспринимают женщину-дальнобойщика, хотя и удивляются.
– Бывает, спрашивают, какая нужда меня загнала в эту профессию, не сложно ли мне, не страшно ли, – рассказывает Светлана. – Понятно, что в Беларуси нечасто встретишь женщину за рулем большегруза. За рубежом это более распространено. Но и у нас в стране я не первая и не единственная.
Со стороны сложно понять, как хрупкая женщина может справляться с огромной фурой с длинным полуприцепом. В реальности для опытного водителя особых сложностей не возникнет.
– Новой большегрузной техникой могут управлять все, – отмечает Светлана Белоусова. – Гидроусилитель руля, автоматическая коробка передач и пневматикой – все как в обыкновенном автомобиле только габариты выше и длиннее. Конечно, есть свои тонкости по управлению тягачом с полуприцепом: на поворотах проезжаешь дальше, чтобы ничего не задеть. Потом на легковушке так же по привычке делаешь, что довольно смешно.
Да, в дороге неизбежны технические проблемы. Предвидя некоторые, перед своим первым рейсом Светлана позвонила знакомому директору грузового шиномонтажа, попросив научить управляться с колесами. И конечно, очень важно, особенно новичку в профессии ощущать поддержку коллег.
– В соцсетях есть сообщества дальнобойщиков, – говорит Светлана. – Когда не знаю, как и что делать, я пишу ребятам, и тут же летят ответы. Если что-то случается в дороге – на зеркало заднего вида принято вешать светоотражающий жилет, это своеобразный сигнал SOS. Рация тоже в помощь. Какая-нибудь из попутных фур обязательно остановится.
Но даже зная, что всегда придут на помощь, страшно в пути иногда бывает.
– Управляя 40-тонной машиной, ты боишься не только за себя, ее и за груз и за машину, но и за тех, кто кроме тебя на дороге, – признается дальнобойщица. – Страшно не справиться в сложных условиях, когда дождь, снег, гололёд, или техническая неисправность. Опасаешься не среагировать вовремя на выбежавших на дорогу диких животных, на внезапно вылетевшую встречную машину, на велосипедистов. Страшно уснуть за рулем. Впрочем, все эти мысли отгоняешь от себя, по-другому никак. Иначе незачем было идти в эту профессию.
А одна из главных сложностей в работе дальнобойщика – узкие дороги европейских городков. Движение по ним требует филигранного водительского мастерства.
– Например, в Германии полно таких дорог, где еле разъезжаются две машины, – говорит Светлана. – А в некоторых итальянских городках дороги сужаются настолько, что между зеркалами кабины фуры и стенами домов остается хорошо если 10-15 см.
Особенности дорожной инфраструктуры Светлана учитывает, планируя маршруты своих передвижений, чтобы доставить груз вовремя.
– В Германию стараюсь въезжать ночью, когда нет пробок или они минимальные, – говорит витебчанка.
Рабочий день за рулем у Светланы 9-10 часов с паузой 45 минут на отдых. Таковы правила международных перевозок.
– Данные фиксируются тахографом, – рассказывает дальнобойщица. - В странах ЕС за нарушение режима труда и отдыха штрафы могут составлять до 15 тысяч евро.
Впрочем, все сложности профессии окупаются.
– Я побывала во многих странах, – рассуждает Светлана. – Практически из каждого рейса привожу гостинцы для детей. В целом не жалею, что выбрала такой путь. Не скажу, что проблем нет, разве что с деньгами сложностей меньше. А остальное можно назвать одним словом – «жизнь». Но об этом, говоря словами Скарлетт О'Хара, я подумаю завтра.