Вера Брынькова сменила платья и каблуки на джинсы с кроссовками и пересела из кабинета в кабину фуры. Так исполнилась мечта. Как это - отправляться в путь на месяц с напарником-мужчиной, бросать стабильную работу после 30-ти и оставаться женщиной в «мужской профессии»?
«Зачем менять спокойный кабинет на собачью жизнь?»
Вере Брыньковой 37 лет. Живет в Гродно. Большую часть жизни провела в родном Щучине. Там 14 лет работала в государственной организации. Выбрала, как сама говорит, «мужскую профессию» - электрик-энергетик. Начинала контролером, который проверяет по квартирам счетчики. Выросла до инженера-энергетика. Заработок устраивал - выходила почти «папиццот». Предлагали место начальника отдела.
Однако как только повзрослел сын, которого Вера воспитывает одна, женщина позволила себе сделать то, чего хотела почти всю жизнь. Пошла ездить на большой машине.
«В определенный момент я просто устала. Тем более о дальнабое я мечтала очень давно », - улыбается Вера.
Говорит, что «заболела» большегрузами с момента, как увидела другую девушку за рулем фуры.
«В фуре чувствуешь себя защищенной. Она большая, а ты маленькая в ней. Сидишь высоко и видишь все », - говорит водитель.
Родственники крутили пальцем у виска, когда узнали об этом решении. Но отговаривать не пробовали, зная Верин характер. Начальник отдела ежедневно просил ее не уходить, так как ценил как хорошего работника.
«Зачем тебе менять спокойный кабинет на собачью жизнь, ночевать не дома?» - говорили родители и переживали, пока не увидели, что дочь счастлива на новой работе.
«Я сажусь в машину и уже улыбаюсь»
Легковушкой Вера управляет уже 15 лет. Машины и дорога - ее увлечение.
«Я сажусь в машину и уже улыбаюсь, так предвкушаю дорогу», - говорит собеседница.
Ей нравится смотреть на дорогу, следить, как за окном пролетают дома и леса, придумывать, что напоминают облака, и замечать деревья интересной формы. Ей хорошо думается за рулем. Это время, когда рождаются мечты. Чтобы улучшить плохое настроение, Вере достаточно проехаться на машине.
«Мне в дороге легко. Я могу поспать, могу поговорить. Обсуждения в дороге выходят душевные. Ты, может, больше никогда этого человека не увидишь. Но ему можно рассказать о своей ситуации, и он может даже дать добрый совет. Близким такое не всегда расскажешь», - полагает Вера.
На категорию С и Е сдала с первого раза
Ради новой работы нужно было сдавать на категорию С и Е. В первом случае в группе на курсах было только две девушки, другая не доучилась.
Инструктор не верил, что ученица сдаст экзамен. Но уже на пятом занятии записывал видео, как она паркуется, чтобы показать мужчинам. Говорил, что многие не способны так запарковатся и с 25-й попытки.
Экзамены на обе категории женщина сдала с первого раза. Сначала искала работу в Беларуси - во-первых, чтобы набраться здесь опыта, во-вторых, потому, что за границей это сложнее сделать по документам.
Полагает, что ей повезло. Ведь работу в небольшой гродненской фирме нашла достаточно быстро - через две недели поисков. Говорит, что работодатель удивился женщине, однако проблем с этим не было.
Правда, через три месяца Вера уволилась. Зарплата выходила 300-400 долларов. Ездила в основном по Беларуси. К тому же ее посадили на старую Volvo 1999 года, которая часто ломалась.
«Это больше, чем муж и жена»
Ее заметили коллеги из минской фирмы и переманили к себе. Машину выделили более новую и поставили работать с напарником-мужчиной. Работа в паре позволила ездить в дальние рейсы: по Европе, в Грузию. Поездки занимали около месяца.
«Я сама сначала сильно переживала: гигиена, разница полов. Напарник не приставал. Это как-то само собой чувствуется и регулируется. Ты очень быстро узнаешь его привычки. Это больше, чем муж и жена. Спать вместе, есть вместе, вместе 24 часа в сутки», - рассказывает Вера.
Однажды приходилось принимать душ за 15 минут на двоих на автозаправке, так как «горел» срочный заказ. Пришлось мыться рядом.
Женщина признается, что в конце рейса второй человек начинает раздражать одним своим видом, хочется от него отдохнуть. Однако достаточно пары дней, чтобы снова соскучиться по коммуникации.
«Когда мой коллега в дороге видел, что я начинала злиться, выходил прогуляться на полчаса. "Ну что, успокоилась?" - "успокоилась". Тогда ехали дальше», - рассказывает дальнобойщица о том, как избегали конфликтов.
Вера говорит, что одной ездить сначала было страшно. Лишний раз не рисковала. На стоянках могла совсем не выходит из кабины, чтобы водители-мужчины в состоянии алкогольного опьянения не начали приставать. Однако, по ее мнению, пострадать в дороге могут и дальнобойщики-мужчины. Случается же, что груз грабят или даже убивают водителей.
На время рейса кабина становится домом
На время путешествия кабина становится домом. В ней готовят и едят, домашнюю еду можно хранить в холодильнике. Когда Вера устает, покупает еду в кафе. Если имеет вдохновение, может приготовить борщ из того, что заготовлено дома. Салон довольно просторный, так что можно по ним походить, размять ноги. Вера смогла там даже делать зарядку.
Говорит, что теперь следить за гигиеной проще. Есть канистры с краниками, которые ставят на ступени машины, чтобы помыться. Признается, что она ленивая, чтобы ежедневно краситься. Поэтому перед рейсом посещает мастеров по красоте, делает маникюр, подкручивает ресницы.
«Проснулась утром - и я уже красавица», - улыбается женщина.
Как пошла работать на фуре, то полтора года не надевала «женского».
Снять тент с фуры или закрепить груз просила коллег-мужчин
Хотя Вера разрушает стереотипы о «мужской» профессии, феминисткой себя не считает. Полагает, что делить работу на мужскую и женскую справедливо.
«Я женщина. Я хочу, чтобы обо мне заботились. Женщина - это женщина. Мужчина - это мужчина. У них разный менталитет. Мне нравится, когда мной восхищаются. Если я не такая, как большинство », - говорит она.
Она отмечает, что есть вещи на работе, которые ей как женщине физически сложно делать. Например, если при загрузке и разгрузке машины нужно снять или надеть тент, особенно зимой, когда он замерзает, или закрепить ремнями груз. В этом она просит помочь коллег-мужчин. Говорит, никогда не отказывали.
В то же время водит она, как сама считает, лучше многих мужчин: аккуратнее, иногда и быстрее, не рискует зря. Умеет давать советы в стрессовых ситуациях.
Однажды на заправке мужчины заливали в бак масло, и автомобиль загорелся. Мужчины сразу отбежали в сторону. Вера побежала к машине, нашла огнетушитель и погасила пожар.
«Только потом до меня дошло, что могло случиться. Это же заправка. И меня начало трясти. Но сначала я сделала, что было нужно », - говорит женщина.
На майке в дальнобойщицы англоязычный надпись: «Забудь правила». Но она говорит, что на дороге правила не нарушает. Никогда не садится за руль нетрезвой и полагает, что пьяные водители заслуживают очень жесткого наказания.
Обещают зарплату около 2000 евро
Из минской фирмы Вера тоже уволилась. Зарплата там был выше гродненской - 600-700 евро. Но график выматывает. После рейса в несколько недель на отдых отводили 2-3 дня. За это время нельзя было ни отдохнуть, ни разобраться с домашними делами.
Знакомые посоветовали литовскую фирму. Туда Верю также взяли без препятствий. Недавно она оформила необходимые документы. Например, за удостоверение водителя-международника, который может перевозить грузы, должна заплатить 400 евро. Дополнительный экзамен в Литве сдавать было не надо.
Пока Вера устраивалась на работу на литовскую фуру, пошла временно работать в гродненское такси. По ее наблюдениям, там уже около 30% водителей - женщины. Говорит, девушки более аккуратны, чем мужчины, и работодатели это ценят.
Вскоре она выедет в первый рейс по Европе на новой работе. Сейчас график для нее более удобен: 6 недель в рейсе, три недели дома. На испытательный срок зарплату обещают 55 евро за день в рейсе, потом - 65 евро.
Теперь, когда Вера нашла работу по душе, у нее остается еще несколько целей: свой дом в глуши, прыгнуть в следующем году с парашютом и записаться на курсы экстремального управления автомобилем. А друзья шутят, что следующим шагом, видимо, будет профессия авиапилота.