Следком, УБЭП и Ростехнадзор пришли на Камский моторный завод: изъяты тысячи контрафактных поршневых групп для большегрузов.<br>
По данным источников «БИЗНЕС Online», в Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндро-поршневых групп (ЦПГ) с маркировкой «КАМАЗ», который мог приносить владельцу сотни миллионов рублей в год. Бенефициаром КМЗ называют известного в Челнах предпринимателя Ильгиза Шамсиева. К нему у правоохранителей, впрочем, претензий пока нет, а его представитель заявляет, что бизнесмен всего лишь сдает помещения и оборудование в аренду заводу.
В Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндропоршневых групп с маркировкой «КАМАЗа»В Челнах на территории Камского моторного завода обнаружен цех по производству контрафактных цилиндро-поршневых групп с маркировкой «КАМАЗ»Фото: Олег Спиридонов
«КОНЕЦ СВЕТА» И ПОМОЩЬ СПЕЦНАЗА
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в сентябре оперативники центрального аппарата управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РТ не без усилий проникли в цеха Камского моторного завода (КМЗ), расположенные в челнинской промзоне, носящей неофициальное название «Стройбаза». Обыск заводских цехов едва не сорвался. Как только на пороге предприятия появилась оперативно-следственная группа, которую на всякий пожарный сопровождал спецназ Росгвардии, на КМЗ отключился свет. «Пытались замести следы», — поясняет один из наших собеседников. Не успели: силовики подключили муниципальные власти, электроснабжение быстро восстановили, а оперативники получили доступ к компьютерам завода. В ходе обысков было изъято несколько десятков папок с документацией, которую еще будут внимательно изучать, но главная находка не в этом.
Во-первых, на одном из складов силовики обнаружили 2 тыс. цилиндро-поршневых групп (ЦПГ) с маркировкой «КАМАЗ», готовых к продаже. Никаких разрешительных документов на использование бренда автогиганта сотрудники КМЗ предъявить не смогли.
Во-вторых, силовики нашли цех с огромной и дорогостоящей формой, на которой и отливались детали для ЦПГ. Тут же на объект выехала специальная комиссия республиканского Ростехнадзора, которая пришла к выводу: работы на установке проводились без лицензии и каких-либо разрешений.
НА КОГО УКАЖЕТ НОМИНАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР?
Поводом для масштабного обыска стало уголовное дело сразу по двум крайне редким, едва ли не уникальным статьям Уголовного кодекса — о незаконном предпринимательстве и нарушении патентных прав (ст. 171 и 147 УК РФ). Его возбудил следственный комитет, если точнее, первый отдел центрального аппарата СУ СК по РТ. Прямого ущерба в уголовном деле нет, впрочем, статьи, по которым идет расследование, его и не подразумевают. По оценкам источников нашей газеты в силовых структурах, ежегодный доход от продажи поршневых групп в обход патента приносил компании от 100 млн до 200 млн рублей. «Поршневые группы продавали в десятках регионов», — заявляет наш источник.
В следственном комитете детали расследования не комментируют. Пока единственным фигурантом дела, по нашим данным, является бывший директор ООО «Автокомпонент» (эта компания является дилером КМЗ, продавая его продукцию по всей стране) Сергей Захаров. Он допрошен, но не задержан. Ему, по словам наших источников, грозит до 5 лет лишения свободы. Однако силовики подозревают, что Захаров был лишь номинальным руководителем цепочки поставщиков контрафактных деталей для «КАМАЗов», и пытаются нащупать прямую юридическую связь между подпольным производством автокомпонентов и его реальным владельцем.
Юрлицо, которое владеет самим производством ЦПГ, образовано лишь 6 марта 2019 года. Уставной капитал ООО «Камский моторный завод» составляет минимально необходимые по закону 10 тыс. рублей. Директором и учредителем значится Сергей Курин. Он же возглавляет частное образовательное учреждение «Колледж информационных систем и технологий» и компанию «Терса Групп». Оба предприятия сдавали в 2016-м и 2017-м нулевую отчетность в налоговую.
На сайте КМЗ указано, что по вопросам покупки продукции завода следует обращаться в «Автокомпонент». Данная компания была учреждена в октябре 2015-го Конструкторским бюро специального машиностроения и тем самым Захаровым, который официально покинул ее в апреле этого года. Сейчас руководит «Автокомпонентом» некая Анжелика Сергеева, а в качестве учредителя значится Айрат Гималетдинов. Выручка компании за 2018 год составила 1 млрд 305 млн рублей, а в целом планку в миллиард организация преодолевает три года подряд. При такой солидной выручке «Автокомпонент» по документам работает в минус: убыток за 2018 год составил 9,8 млн рублей.
КМЗ на вполне законных основаниях обладает рядом товарных знаков, в частности логотипом завода, который наносят на упаковки цилиндро-поршневых групп. Также организации принадлежит товарный знак «Серия Дальнобойщик».
Примечательно, что в 2011 году часть интеллектуальной собственности предприятия была оформлена на известного в Челнах предпринимателя Ильгиза Шамсиева, который официально никакого отношения к КМЗ не имеет. Кроме того, 11 ноября 2016 года он подал заявки на регистрацию товарных знаков «Дальнобойщик Эксперт» и «Дальнобойщик Premium», которые получили государственную регистрацию в марте 2018-го. Продукция под этими марками также выпускается на КМЗ.
Шамсиев, по словам его коллег и экспертов, входит в числе самых влиятельных бизнесменов автограда, особенно хорошо его знают предприниматели, занятые в сфере автокомпонентов. Вопросов у правоохранителей к нему нет. Об этом в беседе с нашим изданием заявила представитель Шамсиева, известный адвокат Елена Точилкина. Она заверила, что ее доверитель не имеет никакого отношения ни к КМЗ, ни к «Автокомпоненту». «[Шамсиев] получает доход от сдачи принадлежащих ему помещений и оборудования в аренду КМЗ», — отметила Точилкина, поясняя, что это основной вид деятельности ее клиента и комментировать следственные действия он не может, так как «они происходили у другой организации и его не затронули».
КАК СЕРГЕЙ КОГОГИН ВОЮЕТ С КОНТРАФАКТОМ
Каков точный размер убытков, которые несет ПАО «КАМАЗ» из-за незаконного использования его товарного знака или нарушений интеллектуальных прав, сказать сложно, но счет точно идет на сотни миллионов рублей в год. Пресс-служба автогиганта неоднократно отмечала, что КАМАЗ практически постоянно выявляет факты нарушения его интеллектуальных прав. На рынке появляются даже контрафактные мосты к грузовикам, которые выдаются за оригинальные запчасти. По словам экс-директора компании «Автозапчасть-КАМАЗ» Павла Каничева, ныне возглавляющего фирму «Промышленные компоненты КАМАЗ», визуально такой мост даже не отличить от оригинальной продукции, выявить подделку можно только при разборе.
В связи с частыми случаями нарушения прав интеллектуальной собственности на предприятии даже завели электронную почту, предназначенную для информации о фактах нарушения исключительных прав компании на товарный знак и патентных прав.
Там считают, что эта мера увеличит число выявленных правонарушений и усилит борьбу с контрафактными автокомплектующими на российском рынке.
Также, по словам того же Каничева, челнинское предприятие в течение нескольких лет активно занималось развитием фирменной упаковки. К примеру, если раньше в фирменную картонную упаковку укладывалось 30 наименований запчастей, то сейчас — более 2 тысяч. «Мы внедрили систему защиты от подделок. Теперь на упаковке изделия содержится уникальный номер, сгенерированный в случайной последовательности. Он дает покупателю возможность позвонить в федеральный кол-центр и узнать, оригинальная это запчасть или нет», — рассказывал он.
Кроме того, компания создала новый ценовой сегмент оригинальных запчастей под названием «Эконом» — для автомобилей старше 10 лет. «Нашим клиентам, эксплуатирующим достаточно старые автомобили, ни к чему покупать, к примеру, цилиндро-поршневую группу с ресурсом от 0,5 до 1 миллиона километров. Для них мы внедряем категорию запчастей с пониженным ресурсом эксплуатации, до 150–200 тысяч километров. Они будут стоить дешевле, но при этом отвечать всем требованиям качества», — пояснял Каничев.
При этом КАМАЗу лишь однажды удалось добиться обвинительного приговора по делу о незаконном использовании его товарного знака. Был осужден владелец компании «Торопин» Иван Торопин. За незаконное использование товарного знака КАМАЗа в ходе исполнения мужчиной госконтракта с минобороны Торопина приговорили к 4 годам лишения свободы. Фирма «Торопин» в 2015-м выиграла электронный аукцион на поставку запасных частей к автомобилям «КАМАЗ» на склад по хранению автобронетанкового имущества военной части в городе Сызрани на общую сумму 24,1 млн рублей. Как рассказывал в СМИ директор департамента защиты ресурсов КАМАЗа Николай Липатов, Торопин, зная о том, что приобретение оригинальных запасных частей к автомобилям семейства «КАМАЗ» обойдется дороже, закупил контрафактные по заниженной стоимости и поставил их на склад минобороны. Для сокрытия преступления бизнесмен дал взятку сотруднику воинской части. Последний тогда уже сотрудничал с ФСБ. Как только сумма поступила на счет, Торопин был задержан.
Можно вспомнить и про случай, когда крупную партию контрафактных запчастей к автомобилям «КАМАЗ» обнаружили мэр Омска Вячеслав Двораковский и сотрудники городского управления дорожного хозяйства и благоустройства. Как сообщала пресс-служба КАМАЗа, победитель электронного аукциона на поставку запчастей для грузовиков попытался сбыть контрафакт под видом оригинала. Во время приемки омичи с участием независимого эксперта тщательно проверили продукцию на подлинность. В результате им удалось избежать нецелевого использования бюджетных денег. Гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин в письме поблагодарил Двораковского «за поддержку отечественного производителя грузовых автомобилей, оказанное содействие в пресечении партии бракованной и контрафактной продукции под видом заводской».
Однако высказывать свое мнение о новом контрафактном деле и обыске на КМЗ в автогиганте пока не спешат. «По согласованию с правоохранительными органами мы воздерживаемся от комментариев по данному делу до окончания всех следственных действий, — заявили нашему изданию в пресс-службе КАМАЗа. — Просим отнестись к этому с должным пониманием».
КТО УБИЛ ГЕНДИРЕКТОРА КМЗ?
Но вернемся к событиям на Камском моторном. Как следует из информации на официальном сайте завода, он основан в 1999 году. «С момента основания поршневые группы Камского моторного завода — эталон качества российских поршневых групп к двигателям автомобилей. Поршневые группы, баки для топлива и головка цилиндров поставляются на конвейеры заводов, в крупнейшие торговые сети России от Москвы до Владивостока, страны СНГ и во многие страны мира», — указано в разделе «О заводе». Авторы этой официальной заметки отмечают, что на предприятии выстроен полный и автоматизированный цикл производства, оборудованы «собственное литейное производство, цеха механической обработки, нанесения покрытий, доводки изделий». Стоимость поршневых групп на официальном сайте КМЗ указана в пределах 1,9–7,5 тыс. рублей.
Директором КМЗ ранее был известный в 90-е годы челнинский предприниматель Денис Костин, которого называли близким партнером Шамсиева. Они познакомились еще в институте и поначалу даже жили в одном общежитии, а после одними из первых в городе начали привозить на родину «КАМАЗов» цилиндро-поршневые группы костромского завода «Мотордеталь». В 1999 году, заработав капитал на продаже запчастей, на выкупленных площадях одного из обанкротившихся предприятий, расположенных в районе Стройбазы, Шамсиев и Костин организовали свое производство цилиндро-поршневых групп для двигателей, позже взялись и за другие запчасти. Все — под маркой КМЗ.
Ходили слухи, что оборудование для производства бизнесмены сумели выкупить на КАМАЗе. Дела у фирмы шли очень хорошо, от заказчиков не было отбоя, а стать партнерами бизнесменов считали за честь многие предприниматели автограда. О масштабах бизнеса может говорить хотя бы такой факт: за предприятием с самого начала были зарегистрированы домены первого уровня — gilza.ru, porshen.ru и др. Позволить себе такое в то время могли далеко не все производители. Постепенно партнеры обновляли оборудование на более высокотехнологичное.
Сегодня, судя по информации на официальном сайте предприятия, все цеха (а это и литейное производство, и цеха механической обработки, и нанесения покрытий, и доводки изделий) оснащены самым современным и высокопроизводительным оборудованием производства американской корпорации Haas Automation. Помимо изготовления ЦПГ, здесь освоили производство поршневых колец и головок блоков цилиндров.
Роковой момент для КМЗ настал в ноябре 2005 года: Костина убили.
Город эта весть взбудоражила. Мужчина на тот момент значился генеральным директором КМЗ. Труп бизнесмена был обнаружен недалеко от завода на Стройбазе — у обочины дороги рядом с его автомобилем BMW. Эксперты-криминалисты насчитали на теле погибшего не менее пяти колото-резаных ран, нанесенных, предположительно, ножом. Само орудие убийства на месте преступления найдено не было. Задержать убийц по горячим следам милиционерам не удалось. Известно, что на место преступления выезжал лично министр внутренних дел РТ Асгат Сафаров. Следствие рассматривало несколько версий убийства предпринимателя, в том числе заказное на почве коммерческих разногласий. Не исключалось и убийство, совершенное из хулиганских мотивов. На какое-то время уголовное дело приостанавливалось с формулировкой «за отсутствием подозреваемых».
Шамсиев объявил, что за любую информацию, которая будет способствовать раскрытию убийства его бизнес-партнера, выплатит 1 млн рублей. Позже следствием было задержано четверо подозреваемых в преступлении, причем одного из них подозревали в его организации, а еще одного человека объявили в федеральный розыск. Впрочем, доказать их причастность к смерти Костина так и не получилось: дело до сих пор не раскрыто.
WHO IS MR. ШАМСИЕВ?
Личность бизнесмена Шамсиева крайне интересна и в то же время загадочна. Он уроженец Удмуртии, родился в селе Кама Камбарского района, а с Челнами его связала учеба в Камском политехническом институте в начале 90-х годов. Шамсиев начинал бизнес еще во время учебы, как и многие в то время, на торговле запасными частями к автомобилям «КАМАЗ», затем стал специализироваться на продажах поршневых групп к двигателям большегрузов. На протяжении довольно длительного времени его широко рекламировавшаяся в прессе компания «Аметист-М» (к настоящему моменту она ликвидирована) являлась крупнейшим в России дилером конотопского завода «Мотордеталь», расположенного на тогда еще братской Украине. Продукцию украинского завода — гильзы, поршни, поршневые кольца, поршневые пальцы — бизнесмен в буквальном смысле не успевал завозить в Набережные Челны, куда стекались покупатели камазовских запчастей со всего СНГ. Поговаривают, что машина с запчастями едва разгружалась, как уже на следующий же день шла обратно в Конотоп.
Логично, что крупный продавец автокомплектующих для «КАМАЗов» в конце концов мог стать и их производителем, но повторим: официально Шамсиев отношения к КМЗ не имеет.
Завод и предпринимателя связывают отношения арендодателя с арендатором, а также то, что на мужчину оформлены некоторые товарные знаки Камского моторного.
Рассказывают, что у работников КМЗ довольно высокие заработные платы, однако предприятие постоянно подавало объявления о том, что ему требуются новые сотрудники. Причина крылась, как выяснилось, в установлении на заводе жесткой дисциплины: за малейшую провинность работник наказывался серьезным штрафом, что приводило к текучке кадров.
Шамсиева также называют бенефициаром завода «Промвентиляция», который производит системы вентиляции для промышленных и гражданских объектов, сборные утепленные ангары, тентовые конструкции, сэндвич-панели и вентилируемые фасады. Кроме этого, здесь же производятся топливные баки для большегрузов, в том числе алюминиевые. КАМАЗ, к слову, производство алюминиевых баков освоил лишь в июне этого года, вложив в соответствующие мощности почти 550 млн рублей.
Что касается личной жизни, то можно отметить, что успешный предприниматель — верующий мусульманин. В мае прошлого года Шамсиев на своей родине в селе Кама в присутствии муфтия Удмуртской Республики и большого количества земляков открыл построенную им мечеть, которой было присвоено имя его отца Асгата. На мемориальной доске, прикрепленной на входе в молельный дом, говорится, что мечеть возвел Ильгиз Асгатович Шамсиев в дар верующим. На открытии спонсор строительства заявил, что ее содержание не будет возложено на плечи села, на банковский счет культового учреждения Шамсиев перевел средства, которые позволят мечети не нуждаться в деньгах в течение как минимум 10 лет.
Официально Шамсиев — индивидуальный предприниматель, зарегистрированный еще в 2006 году. Основной род его деятельности, как указано в базе «Контур.Фокус», — аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом. Благодаря такой бизнес-схеме к Шамсиеву и не может быть претензий по поводу возможных нарушений законодательства на КМЗ. «Доказательств того, что он управляет заводом, нет», — заявляет один из наших собеседников в силовых структурах. Пока бизнесмен даже не допрошен, но судьба его во многом в руках бывшего директора «Автокомпонента»: если Захаров вдруг заявит, что был руководителем лишь номинально и укажет на реального владельца бизнеса, следком может поменять свое мнение о фигурантах дела.
«БИЗНЕС Online» будет следить за ходом расследования.