У крупнейших предприятий республики активизируется текущая деятельность и остаются риски из-за нерешенной долговой проблемы.
Противоречивая информация поступает летом и осенью 2019 года из гражданского дивизиона концерна «Тракторные заводы». С одной стороны, предприятия концерна рапортуют о росте производства в 2 раза по сравнению с прошлым годом. С другой – все новые входящие в концерн юридические лица объявляют о банкротстве. Так, в мае под внешнее управление была переведена управляющая компания КТЗ, в июле процедура наблюдения была введена на «Промтракторе», в августе был признан банкротом «Чебоксарский сталеплавильный завод», тогда же на «Чебоксарском агрегатном заводе» была продлена процедура наблюдения, а «Промтрактор-Промлит» угодил под внешнее управление. «Правда ПФО» объясняет происходящие в концерне процессы – настолько, насколько это возможно в условиях сложных корпоративных процедур.
«Мы прошли этап кризиса и развернули вектор движения в сторону развития. У нас выработана долгосрочная стратегия, позволяющая предприятиям Концерна уверенно смотреть в будущее. Нашим заводам удалось выйти на производственные мощности в 360 тракторов, 12 000 вагонокомплектов и 4200 вагонов в год. И уже сейчас, по сравнению с прошлым годом, мы констатируем рост производства тракторной техники в 2,5 раза, увеличение объема выпуска литейной продукции в 4 раза и рост производства железнодорожной техники – в 3 раза», – заявляет генеральный директор «Тракторных заводов» Андрей Водопьянов, комментируя текущее положение дел в концерне. В 2019 году «Промтрактор» планирует получить выручку в 6 млрд рублей.
Андрей Водопьянов и Игорь Шпак оценивают ситуацию позитивно
Но во-первых, следует отметить, что рост производства на предприятиях концерна выглядит впечатляюще только по сравнению с 2017 и 2018 годами, когда «Тракторные заводы» фактически стояли. Тогда «Промтрактор-Вагон» за год произвел всего около 800 вагонов, «Промтрактор» – 160 тракторов. «Учитывая предыдущее снижение объемов производства, движение в сторону их восстановления выглядит впечатляюще на фоне низкой базы», – считает эксперт-аналитик АО «ФИНАМ» Алексей Калачев.
Даже не беря в расчет советские времена, когда на «Промтракторе» производилось по несколько тысяч тракторов в год, заявленные на 2019 год планы выглядят блекло. Достаточно напомнить, что, например, в 2008 году «Промтрактор» продал почти 900 машин, а выручка предприятия составила более 8 млрд – в ценах 2008 года, что примерно соответствует 16 млрд в ценах в 2019-го. Что до «Промтрактор-Вагона», то в 2011-2013 годах его годовая выручка составляла около 15 млрд.
С другой стороны, даже такая загрузка позволила предприятиям концерна вновь заполнить высвобожденные ранее рабочие места. «Сегодня размер зарплаты напрямую зависит от объема выпущенной продукции. Так, на Промтрактор-Вагоне средняя зарплата достигла 33 тыс. рублей, на Промтракторе – 30 тыс. рублей, на агрегатном заводе – 27 тыс. рублей. Наибольшего увеличения удалось добиться на Промлите – здесь зарплата обрубщиков достигает 90 тыс. рублей», – заявляет генеральный директор ПАО «Промтрактор», ПАО «ЧАЗ» и АО «Промтрактор-Вагон» Игорь Шпак.
Таким образом, средства на текущую деятельность у концерна есть. «Переход «Тракторных заводов» под управление «Ростеха» должен был решить многие из накопленных проблем предприятий концерна – реструктурировать долги, обеспечить финансирование, получить доступ к госзаказу, в том числе оборонному», – напоминает Калачев. Эксперт отмечает, что завод идет в отраслевом тренде: в январе-августе в целом по стране на 17% по сравнению с тем же периодом прошлого года вырос выпуск грузовых вагонов (до 51 447 единиц), на 53% увеличился выпуск бульдозеров (до 469 единиц), на 20% выросло производство тракторов для сельского хозяйства (до 4809 единиц).
"Промтрактору" есть куда расти
Другой вопрос, что проблемы концерна с долгами в размере 100 млрд, оставшимися со времен Михаила Болотина и Альберта Бакова, до сих пор не решены, и заводы КТЗ продолжают находиться под различными процедурами несостоятельности. Пока под банкротство не попал только «Промтрактор-Вагон» – это связано со сложностями признания несостоятельным предприятия, обладающего субъектностью естественной монополии. Но «Промтрактор» подобная субъектность не уберегла от процедуры наблюдения (введена в июле). Остальные предприятия концерна – «Чебоксарский агрегатный завод», «Промтратор-Промлит», «Чебоксарский сталеплавильный завод», «Четра-КЗЧ», «Четра-ПМ» уже давно имеют временных, внешних или даже конкурсных управляющих во главе. «Правда ПФО» подробно рассказывала, как под каток Внешэкономбанка в 2017-2018 годах попали все элементы империи Болотина-Бакова, вплоть до кинотеатров, гостиниц и боулинг-центров.
Что до головной компании концерна, ООО «ККУ «Тракторные заводы», то она теперь сменила название и именуется просто ООО «Компания корпоративного управления». Она находится под внешним управлением с мая 2019 года (управляющий – Игорь Овчинников), но фактически контролируется образованным в начале 2017 года ООО «Машиностроительно-Индустриальная Группа «Концерн "Тракторные Заводы"», продолжателем голландской Machinery & Industrial Group N.V., которая во времена Болотина-Бакова была номинальным владельцем КТЗ. ООО «МИГ КТЗ» является прокладкой между ККУ и АО «Машиностроительно-Индустриальная Группа «Концерн "Тракторные Заводы"», владельцами которой в системе Контур.Фокус по-прежнему значатся Баков и Болотин, но фактическое управление осуществляется Андреем Водопьяновым, выходцем из «Транспортных компонентов» – инвестора, которого «Ростех» привлек для развития гражданского дивизиона концерна.
У концерна есть заготовки на будущее
Таким образом, на текущую деятельность предприятий гражданского дивизиона концерна эксперты смотрят со сдержанным позитивом. При этом следует понимать, что долговая проблема КТЗ до сих по не разрешена, и в случае обострения экономической ситуации в стране может заявить о себе с новой силой.