Почти на трети АЗС в Свердловской области реализуют некачественное дизельное топливо. Такой результат дало исследование, проведённое Роскачеством и Росстандартом на топливном рынке региона.
Контрольные закупки дизельного топлива на автозаправочных станциях области проводили совместно специалисты Роскачества и Росстандарта, при этом Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) имеет соглашение с правительством Свердловской области о взаимодействии на рынке топлива.
– Свердловская область стала вторым регионом, где мы осуществили проверку топлива, на этот раз дизельного, – рассказывает заместитель руководителя Роскачества Елена Саратцева.
В прошлом году Роскачество совместно с Росстандартом проверили соответствие требованиям стандарта бензина АИ-92 на АЗС Ставропольского края. Фальсификат был выявлен в 7 случаях из 60. Ситуация с качеством дизельного топлива на Среднем Урале оказалась куда хуже.
Так, в Свердловской области была проверена 71 АЗС, а это – четверть всех автозаправочных станций, работающих в регионе, на 26, согласно результатам лабораторных испытаний, выявлены нарушения качества дизельного топлива по физико-химическим показателям.
– Главная цель исследования – выяснить, насколько оправданы опасения автолюбителей, связанные с угрозой поломки машины вследствие снижения физико-химических показателей топлива, – говорит заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов. – Как показали результаты, повод для таких опасений есть, несоответствие требованиям законодательства по массовой доле серы в топливе было зафиксировано в 17 случаях, из них в восьми данный показатель превышал установленную норму более чем в 50 раз.
Превышение содержания серы в горючем свидетельствует о том, что под видом дизтоплива реализуются судовое маловязкое топливо, печное, другие высокосернистые фракции,
получаемые после переработки нефти.
По некоторым своим свойствам они схожи с дизельным топливом, чем и пользуются различного рода дельцы. Повышенное содержание серы в горючем при работе двигателя приводит к появлению сернистых соединений, той же серной кислоты, которая медленно «убивает» движок. Но
ещё больший вред фальсификат наносит экологии и людям.
На дорогах машины, работающие на таком «печнике» – так называют дизельный суррогат специалисты, сразу бросаются в глаза из-за густого чёрного дыма, идущего из выхлопных труб.
Во время лабораторных исследований были зафиксированы также случаи расхождения по фракционному составу топлива и несоответствия по температуре вспышки в закрытом тигле, что также говорит о подмене дизельного топлива более дешёвыми видами горючего. В 16 образцах были обнаружены нарушения сразу по нескольким показателям.
Обнадёживает тот факт, что ни на одной сетевой заправке области фальсификат не был обнаружен. Факты несоответствия качества топлива фиксировались целиком на несетевых АЗС, принадлежащих частным предпринимателям.
По отношению к таким нарушителям, по словам Алексея Кулешова, будут применены так называемые оборотные штрафы, когда сумма штрафа, в зависимости от повторяемости нарушения, составляет 1 или 3 процента от оборота предпринимателя за предшествующий год.
В целом годовой оборот фальсифицированного топлива в стране составляет около 6 миллионов тонн, при общих продажах бензина и дизельного топлива в 65 миллионов тонн. В последние годы, по словам Алексея Кулешова, доля фальсификата на топливном рынке неуклонно снижается. Помогают этому и проверки, ежегодно специалисты Росстандарта проверяют от тысячи до полутора тысяч АЗС по всей стране.