Строить новую четырехполосную автотрассу будут поэтапно — сначала до Владимира и обход Казани, а потом все остальное.
«Нам необходимо найти ресурсы на решение другой важной задачи — это приведение действующей трассы М-7 «Волга» в нормативное состояние», — объяснил Максим Акимов логику нового поэтапного строительства платной автодороги Москва – Казань. Дмитрий Медведев дал свое добро на реализацию мегапроекта — подгоняет Путин, уже предупредивший о срыве сроков.
Медведев дал добро?
В российском правительстве все-таки определились с повисшим в воздухе решением вопроса — строить или нет новую трассу из Москвы в Казань. Как сегодня сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники в транспортном блоке страны, премьер-министр России Дмитрий Медведев окончательно одобрил эту дорожную мегастройку, которая должна стать частью коридора Европа — Западный Китай.
По информации издания, скоростную трассу Москва — Казань возведут полностью, но поэтапно.
Строительство четырехполоски начнут одновременно с двух концов — от Москвы до Владимира и обход Казани. Эти участки намерены сдать уже до конца 2024-го, а еще через три года, к 2027-му, достроить всю трассу.
Появление скоростной автотрассы Москва — Казань заложили в комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024-го еще в прошлом году. Президент России Владимир Путин поручил построить за 539 млрд рублей новую платную автомагистраль протяженностью свыше 700 километров. Это позволило бы долетать из Казани в столицу всего за каких-то 5 часов. Проект утвердили еще в октябре прошлого года, но вокруг него все это время не утихали споры.
В частности, министр экономического развития России Максим Орешкин устроил целое шоу: лично прокатился на LADA XRAY по M-7, где «чуть колесо не пробил», после чего предложил ограничиться участком до Владимира, а дальше вместо строительства новой дороги реконструировать и отремонтировать уже имеющуюся трассу. По его мнению, это позволило бы снизить траты вдовое — с 539 млрд до 279 млрд рублей. Новую же дорогу через Казань до Екатеринбурга Орешкин предложил начать строить уже намного позже.
Минфин России в свою очередь также предлагает оптимизировать расходы и за 120 млрд рублей только реконструировать М-7, а про остальное, включая новый автобан, просто забыть. Но вот в минтрансе России решили не отказываться все-таки от 700-километрового мегапроекта, при этом согласились, что реконструкция М-7 тоже не помешает — ее ремонт сделает передвижение только безопаснее. В конце августа стало известно, что Путин поручил правительству России проработать-таки трассу в Китай, при этом двумя маршрутами — согласно проекту «Автодора», через Казань и частную транзитную дорогу «Меридиан», которая должна пролегать южнее, вдали от агломераций.
«Если в городе меняются бордюры, это значит, что у жены мэра появился бордюрный завод"
Информацию о том, что автобан Москва — Казань появится к 2027 году, подтвердил вице-премьер Максим Акимов. «Эта новая этапность связана не с тем, что мы каким-то образом хотим растянуть себе „удовольствие“ строительно-монтажных работ, а с тем, что нам необходимо найти ресурсы на решение другой важной задачи — приведение действующей трассы М-7 „Волга“ в нормативное состояние или ее уширение по меньшей мере до трехполосного исполнения там, где она имеет двухполосное», — объяснил он «Ведомостям» логику разделения мегапроекта автобана на несколько этапов — сначала дорога до Владимира и обход Казани, а потом уже их соединение.
«Автомобильная дорога точно будет построена, документ подписан», — заверил нас советник генерального директора АО «СМП-Нефтегаз» Фоат Комаров. По его словам, задержка с официальными комментариями по вопросу платного автобана Москва — Казань связана исключительно с загруженностью федерального правительства — мол, недавно решали трудности обеспечения газом Европы по «Северному потоку», до этого была проблема финансирования строительства порта на Ямале для поставки сжиженного газа в Европу… «Стратегия известна, сроки были обозначены. Президент России уже предупредил о нарушении сроков исполнения задач. Уверен, что правительство исполнит то, что приняло», — отметил Фоат Фагимович.
«Я воспринял новость положительно, но у меня нет полной уверенности, что это окончательно решение, поскольку вопрос многократно обсуждался и по нему принимались взаимоисключающие решения. Будем надеяться, что проблема с финансированием все-таки решится», — поделился с «БИЗНЕС Online» своим мнением первый зампредседателя комитета Госдумы РФ по государственному строительству и законодательству, лидер партии «Автомобильная Россия» Вячеслав Лысаков.
По его словам, страна очень сильно нуждается в увеличении километража дорог общего пользования — пока что Россия отстает от Европы в этом отношении и даже от Китая, где еще к 2011 году полностью построили дорожную сеть, отвечающую всем требованиям не только автомобилистов, но и профессиональных перевозчиков.
«Высокоскоростных дорог у нас практически нет — в стране 50 тысяч федеральных трасс, не более 8 процентов из них имеют более двух полос в одном направлении.
Скоростные трассы — те, где автомобили могут развивать скорость не менее 130 километров в час. Это небольшие единичные участки. Но скоростная сеть как таковая в России отсутствует. Если автодорога Москва — Казань будет возведена, это станет первым шагом в деле строительства высокоскоростных трасс», — отметил он.
Оптимизм властей насчет точных сроков появления автобана Москва — Казань наши эксперты не разделили — все упирается в финансирование, с которым в стране обычно всегда какие-то трудности. Главным образом из-за недостаточного контроля со стороны государства за использованием денег. «На примере строительства в Подмосковье четвертого кольца мы уже убедились, что большие средства были использованы нецелевым образом. Сейчас возбуждено уголовное дело в отношении Сергея Кельбаха, руководителя компании „Автодор“. Он передал несколько миллиардов рублей не на дорожное строительство, выдал кредиты и так далее. Из-за чего сроки сдачи кольца сдвинулись на несколько лет. Это пример того, как вроде бы публично известное строительство, серьезный проект фактически сорваны и планы сдвинуты. Подобное говорит о том, что не все так просто в сфере дорожного строительства в деле контроля и надзора. Будем надеяться, что, если проект дороги Москва — Казань запустят, его ждет другая судьба», — отметил Лысаков.
Собственно, этим щепетильным вопросом, связанным с деньгами, объяснил «БИЗНЕС Online» руководитель политической экспертной группы Константин Калачев логику затягивания официальных решений властей, которые не стремятся на высоком уровне официально комментировать проект трассы Москва — Казань.
«Вообще, все, что касается у нас дорожного строительства, не особо публично. Тем более с учетом такой большой себестоимости строительство километра автодороги в России в разы выше, чем в Китае или еще где.
И возникают вопросы, кто эти деньги осваивает, так или иначе. Есть же подрядчик строительства… Всегда появляется куча кривотолков. Как у нас обычно шутят: „Если в городе меняют бордюры, это значит, что у жены мэра появился бордюрный завод“. Деньги любят тишину, а тут очень большие средства. Поэтому без лишнего шума, публичности и кулуарно. Есть у нас такая сложившаяся традиция, — отметил он. — Но надо отдать должное лоббистским возможностям руководителя Татарстана. Я думаю, здесь их нужно тоже отметить. Вопрос в том, сколько это будет стоить в итоге…»