← Дороги, инфраструктура

Эксперт: Мост через Лену окупится довольно быстро

yandex.uz

"Ситуация созрела до реализации", - гласит резолюция президента РФ Владимира Путина на письмо главы Якутии Айсена Николаева, где он просит выделить средства на строительство моста через Лену.

Мост через Лену не только долгожданный, но и прорывной для Дальнего Востока инфраструктурный проект. Об этом ФБА "Экономика сегодня" рассказал эксперт Института истории и политики МПГУ Владимир Шаповалов.

У города нет круглогодичного сухопутного сообщения с федеральными трассами. Летом жители ездят паромом через Лену, который ходит раз в час, а зимой машины идут по льду. В период ледохода добраться до города можно по воздуху. При этом Якутск – пятый по числу населения в Дальневосточном федеральном округе.

"В последние несколько лет в России реализуется целый набор масштабных инфраструктурных проектов, и речь идет не только о мосте в Крым и трассе "Таврида" – это лишь наиболее известные инициативы, - отмечает политолог. - Помимо них реализуется целый комплекс проектов на севере и востоке страны – они связаны с Северным морским путем – новые порты, верфи и железнодорожные сети. То есть запрошенный Николаевым мост – лишь звено в цепи изменений на Дальнем Востоке.

Мост через Лену при этом будет не только долгожданным для местных жителей, но и прорывным строительным проектом. За всю историю постреволюционной России у Якутска не было нормального сообщения с "Большой землей". А технологии, которые российские специалисты разработали и апробировали при строительстве моста в Крым, помогут быстро и качественно построить в Якутске современную переправу по новейшим стандартам. Несмотря на суровые местные климатические условия".

Крупный проект

В 2014 году строительство автомобильного моста через реку Лену в районе Якутска было отложено из-за необходимости строительства переправы в Крым. Сейчас стоимость проекта оценивается 82,9 млрд рублей. Ранее Николаев заявил, что проект моста через Лену уже получил поддержку профильных ведомств и правительства, решение о его строительстве может быть принято до конца года. В декабре 2018-го Путин заявил, что мост будет построен, если это окажется экономически целесообразно.

Уже в 2018 году проект моста через Лену попал в разработанный Минэкономики план развития инфраструктуры на 7 трлн рублей. В письме Николаева говорится, что 

в случае выделения гранта строительство двухполосного моста планируется завершить в 2025 году. Его протяженность составит 3,1 километра, еще 10,9 километра будут занимать подходы к мосту от сухопутных трасс. 

В Минтрансе сказали, что поддерживают проект и ведут работу с регионом.

"Любой инфраструктурный проект дает два мультипликативных эффекта – краткосрочный и на долгую перспективу. Первый выразится в том, что серьезные финансовые вливания оживят бизнес Якутска – строительные и поставляющие компании, обслуживающий сервис и логистические фирмы. Будут созданы тысячи рабочих мест, открыты сотни новых предприятий. Появится устойчивый бизнес со связями, который все пять лет строительства будет укреплять свои позиции, чтобы впоследствии разрастись.

Долгосрочные перспективы тоже немаловажные. 

У крупного города в регионе появится устойчивая круглогодичная транспортная связь с "Большой землей", что наладит поставки товаров и упростит логистику. 

Себестоимость многих продуктов снизится за счет снижения стоимости перевозки, а ассортимент существенно улучшится, что создаст конкуренцию.

Там, где появляются объекты дорожной инфраструктуры, растет и сервис – станции техобслуживания, гостиницы, кафе. В итоге поднимется уровень жизни и улучшится демография", - подчеркивает эксперт.

Совместными усилиями

Предполагается, что мост через Лену будет построен на основе государственно-частного партнерства. В письме губернатор сообщает, что власти республики провели переговоры с "потенциальными инвесторами" о реализации проекта. То есть к нему планируется привлечь частный бизнес. Но основная часть средств - 54,2 млрд - будет выделена из федерального (47,8 млрд) и регионального (6,4 млрд) бюджетов.

Легковые автомобили смогут проезжать по мосту бесплатно, остальные транспортные средства должны будут платить за проезд от одной до четырех тысяч рублей в зависимости от категории. 

"Мост через Лену - первый проект жизнеобеспечения, который будет реализован с привлечением частного капитала. 

В этом его ключевая сложность: обеспечить баланс интересов жителей региона, создав надежную всесезонную транспортную связь, и интересов частного партнера", - сказали в правительстве.

"Успешный опыт реализации проектов в режиме государственно-частного партнерства у России есть, причем, достаточно богатый. Достаточно вспомнить возведение объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года – не только стадионов, но и гостиниц, фан-зон и других проектов. Как показала практика, это актуальная и оправданная модель сотрудничества – все в России заинтересованы, чтобы на крупные проекты расходовались не только бюджетные средства, но и деньги инвесторов.

Мост через Лену окупится довольно быстро, при этом он существенно расширит возможности развития экономики Якутии.  В этом заинтересован и бизнес, который не упускает новых возможностей для укрепления своих позиций и расширения ради прибыли. У России же есть примеры строительства платных дорог. А то, что мост в Якутске будет бесплатным для легковых авто, очень важно – именно в этом социальная составляющая проекта. По сути, местному населению упрощают доступ в другие уголки региона, а также возможности для передвижения по России в целом", - заключает Владимир Шаповалов.

Максим Бут