Перевозчики предупреждают о возможном росте тарифов.
Дмитрий Медведев подписал поправки к Правилам дорожного движения, регламентирующие нормы труда и отдыха водителей грузовых автомобилей с разрешенной массой более 3,5 тонн и автобусов. Новые правила начнут действовать в начале января, когда документ будет опубликован на официальном портале правовой информации. Таким образом правительство распространяет нормы труда и отдыха на физических лиц, владеющих грузовым транспортом и совершающих перевозки для собственных нужд.
Согласно утвержденным правилам, водители должны работать не более 9 часов в сутки. Спустя 4,5 часа после начала движения они обязаны остановиться и сделать перерыв длительностью не менее 45 минут. Время непрерывного отдыха должно составлять не менее 11 часов в сутки. 2 раза в неделю водители имеют право работать не 9, а 10 часов. При этом общее время работы в течение недели не должно превышать 56 часов, а в течении двух недель – 90 часов.
Еще одно исключение предусмотрено для тех случаев, когда на трассе нет места для отдыха.
Тогда водитель может увеличить время работы на два часа (или на час, если к этому моменту он пробыл в пути уже 10 часов); при этом он должен соблюдать необходимые меры предосторожности. Какие именно? Об этом в документе ничего не сказано.
Размер штрафа за нарушение РТО определяется ч.3. ст. 11.23 КоАП и составляет 1500-2000 рублей. Контролировать соблюдение режима будут сотрудники ГИБДД и Ространснадзора.
А если негде отдыхать?
Одна из главных претензий перевозчиков к новым правилам связана с отсутствием необходимой для отдыха инфраструктуры. Далеко не всегда водители могут выстроить свой маршрут таким образом, чтобы в конце смены на их пути оказались гостиницы или охраняемые стоянки. Лишнего часа, выделенного на их поиски, может не хватить – особенно если речь идёт о глухой провинции.
— Новые правила возможно соблюдать только на европейской части России. Да и то с оговорками, – рассказал корреспондентам «Коммерсанта» координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко. – Европейские правила у нас неприменимы. Надо было дать водителям самим выбирать, когда и где отдыхать, но в Минтрансе решили зачем-то объять необъятное
Проблемы у водителей могут возникнуть не только в глубинке, но и в центральной части России, например – в Москве, на МКАД. Грузовик, водителю которого пора отдохнуть, может попасть в пробку и застрять в ней на несколько часов. Не исключена и такая ситуация, когда на нескольких подряд стоянках не окажется свободного места. Иными словами,
случаи, когда водителям из-за независящих от них причин придется нарушать РТО, будут происходить повсеместно.
Президент ассоциации «Грузавтотранс» Владимир Матягин не исключает, что из-за новых правил уровень аварийности на дорогах не только не снизится, но и наоборот – вырастет.
— Сейчас очень серьезная конкуренция на рынке грузовых перевозчиков, и демпинг довольно большой. Вряд ли вырастет стоимость их услуг, но перевозчик все равно найдет способ компенсировать все издержки и затраты. Например, за счет безопасности: будет больше загружать машину или уменьшит внимание к ее техническому состоянию, – цитирует Матягина Агентство Бизнес Новостей.
Президент «Грузавтотранса» также считает, что в нынешней ситуации ограничительные меры (весогабаритные ограничения, система «Платон», тахографы) создают перекос на рынке: недобросовестные перевозчики игнорируют их и получают конкурентные преимущества. Введение норм труда и отдыха для физлиц может усугубить ситуацию.
А в Объединении перевозчиков России (ОПР) считают, что после введения новых правил тарифы на грузоперевозки могут вырасти на 30%. Это связано с увеличением сроков доставки и связанных с ними издержек.
— Если за рулем будет один водитель, то рейс будет выполняться дольше минимум в два раза. А это значит, надо пересматривать плату, и оплата должна идти не только километражем, но еще и часовая, – отмечает председатель столичного отделения ОПР Сергей Рудаметкин.
Пока ясно одно: утверждённые Медведевым поправки – это всерьёз и, возможно, навсегда. Стоит, однако, отметить, что недавно Минтранс предоставил физическим лицам отсрочку на установку тахографов: её срок зависит от грузоподъёмности и экологического класса транспортного средства. Без данных тахографа инспектору будет гораздо сложнее доказать факт нарушения, а потому владельцы машин, перевозящие грузы для собственных нужд, в течение определенного времени, вероятно, смогут избегать штрафов.