Платные скоростные дороги в Европе появились уже давно, а у нас такие трассы хоть и существуют уже не первый год, а до сих пор в новинку. Тем не менее в последние годы протяженность платных магистралей в России растет, как и число тех, кто по ним ездит.
Часть таких дорог – локальные проекты, призванные улучшить дорожную обстановку в конкретном городе и регионе. Но большинство платных трасс в стране – федеральные. Это почти 1500 км скоростных дорог, связывающих столицу с крупнейшими городами России и ближнего зарубежья.
Среди них – участки М‑4 «Дон» от Москвы до Краснодара, подмосковный обход Одинцова на М‑1 «Беларусь» и 70 километров трассы М‑3 «Украина» в Калужской области. А с конца ноября прошлого года полностью открыта для проезда платная магистраль М‑11, связывающая Москву и Санкт-Петербург.
Долгожданная «Нева»
Завершения строительства трассы между двумя столицами ждали с особым нетерпением. Бесплатная альтернатива – М‑10 «Россия» – уже давно не справлялась с ежедневной нагрузкой. Неудивительно, ведь это одна из старейших в нашей стране дорог (неспроста у нее такое название!). Когда-то это была настоящая «дорога жизни»; она появилась более двухсот лет назад и не только связала две российские столицы, но и дала жизнь множеству новых деревень и городов, обросла по обе стороны домами, придорожными трактирами и постоялыми дворами.
Но то, что было благом много лет назад, со временем превратилось в сущее бедствие. Уже не тысячи и не сотни тысяч, а почти 30 миллионов человек живут в двух крупнейших городских агломерациях страны. А по пути от Москвы до Питера – еще больше семи десятков (!) населенных пунктов. На четырех (а кое-где и трех) полосах – вереницы легковушек и груженых фур, неспешно курсирующих между столицами. Вечная пробка в Солнечногорске, вечная пробка в Вышнем Волочке, а еще под Питером и в Завидове, в Любани и под Шушарами… Светофор в Вышнем Волочке одно время даже величали «главным светофором страны» – иногда перед ним собирались пробки длиной 10–15 км! И вообще на всем своем пути М‑10 разрезана перекрестками, исполосована «зебрами», густо засажена светофорами. Плохо, конечно, но как иначе?
С конца ноября 2019‑го полностью ввели в строй трассу М‑11 «Нева» – первую в постсоветской истории скоростную дорогу, построенную с нуля. На новой трассе ни одного светофора, ни одного пешеходного перехода, ни одного пересечения в одном уровне, то есть все въезды и съезды – через транспортные развязки. Практически на всем протяжении магистраль освещена.
По сути, самый настоящий «хайвэй», каких у нас никогда не было.
Хотя званий первопроходца у этой дороги много. На сегодняшний день это самый масштабный проект государственно-частного партнерства в транспортной отрасли. Для финансирования строительства участка трассы от Москвы до Солнечногорска было заключено первое в дорожной сфере концессионное соглашение с привлечением внебюджетных средств. Общая стоимость строительства составила 520 млрд рублей, из них 148 млрд – частные инвестиции.
Ожидается, что теперь по М‑10 будут ездить в основном жители прилегающих к трассе населенных пунктов, а транзитный поток пойдет по М‑11 – в обход всех городов и поселков. Осталось доработать инфраструктуру – по сравнению с «обжитой» М‑10 на новой трассе удобств немного; часть АЗС – временные, контейнерного типа (всего 2 «пистолета» – для 95‑го бензина и дизельного топлива); не везде есть устойчивая сотовая связь. Но все еще впереди. В последние три года прирост трафика на М‑11 ежегодно превышал 10%. С открытием последнего участка можно ожидать и большего притока как частников, так и грузоперевозчиков. А раз есть спрос, будет и предложение.
«Сейчас на М‑11 расположено 16 пунктов взимания платы, полтора десятка контейнерных заправок. Работают четыре многофункциональные сервисные зоны (есть АЗС, кафе, магазин, площадка для отдыха) и еще две готовятся к открытию. Что касается связи, то на сегодняшний день уже установлено 39 из 115 мачт. Закончить планируем к концу первого квартала 2020 года», – рассказал Вячеслав Петушенко, глава Государственной компании «Автодор» (в ее ведении находится скоростная трасса).
За 6 часов до Питера
Между прочим, идея построить новую дорогу между двумя столицами возникла еще в 2006 году. И вот спустя 13 лет она полностью воплотилась в жизнь. Небыстро. Но справедливости ради, первые участки трассы начали открывать еще 5 лет назад. Запускали движение поэтапно, шаг за шагом. Самый первый участок М‑11 – обход Вышнего Волочка – открыли еще в ноябре 2014 года. С облегчением вздохнул не только город, но и тысячи водителей, задыхавшихся в бесконечных пробках на М‑10.
Следом за ним, в декабре 2014 года, открылся участок от Москвы до Солнечногорска, по которому можно быстро добраться до аэропорта Шереметьево. Впрочем, желающих немного – участком ведает концессионер, и ценник там не слишком гуманный. Дальше, в 2017–2018 годах, один за другим открывались новые участки в Московской, Тверской и Новгородской областях. И вот наконец дорога дотянулась до самого Петербурга.
Общая протяженность новой трассы от развязки с МКАД до развязки с КАД – 669 километров. Разрешенная скорость по большей части – 110 км/час, исключение – обход Вышнего Волочка, там 130 км/час. Но уже весной следующего года обещают поднять до 130 км/час и на остальных участках.
Среднее время в пути – 5,5–6 часов. Проезд на легковой машине от Москвы до Питера в будний день стоит 1820 рублей, в выходные – 2020 рублей. Это если ездить без транспондера – специального устройства, которое позволяет проезжать через пункты взимания платы без талонов и остановок. А если с транспондером, то дешевле – 1331 рубль в будни и 1491 рубль в выходные.
Одному ехать, может, и не очень выгодно. А вот если в машине семья из трех-четырех человек, экономия по сравнению с тем же «Сапсаном» или авиаперелетом уже вполне ощутимая, даже с расходами на бензин.
Кстати, пока «Нева» состоит из двух частей: от Москвы до Твери и от Твери до Санкт-Петербурга. Объезжать этот город придется по недавно отремонтированному южному обходу. Бесплатному. Но разрешенная скорость здесь – от 60 до 90 км/час; есть несколько светофоров. Увы, именно так и было запланировано. Северный скоростной обход города, который соединит два участка М‑11 в единое целое, будет, но позже, примерно года через три.
А что дальше?
В Китае протяженность скоростных дорог составляет 143 тысячи километров (или 2,69% от общей протяженности дорог в стране). В США – 108 тысяч километров (1,6%), в Испании – 17 тысяч километров (2,5%). В Канаде таких дорог – 17 тысяч километров (1,6%), во Франции – 12 тысяч километров (1,1%), в Бразилии – 11 тысяч километров (0,6%). А что у нас?
Сейчас скоростных дорог в России – что платных, что бесплатных – катастрофически мало.
При наших необъятных просторах протяженность магистралей первой категории всего-то порядка 5 тысяч километров. Это менее 10% от общей протяженности федеральных трасс и менее 0,3% от общей протяженности всех дорог в Российской Федерации.
В России нужно построить и реконструировать не менее 14 тысяч километров федеральных трасс, по мнению экспертов. И параллельно привести в порядок дорожную сеть регионов
И это в нашей-то стране, где есть куда поехать и на что посмотреть. У нас и уникальные природные заповедники, и морское побережье, старинные города и современные мегаполисы. Мы держим курс на развитие внутреннего туризма, укрепление связей внутри страны, повышение инвестиционной привлекательности территорий. Производства в регионах стараемся создавать, чтобы не возить товары первой необходимости из-за рубежа да через всю страну. Но как этого добиться без хороших дорог?
А для этого, по мнению экспертов, к 2035 году нужно построить и реконструировать не менее 14 тысяч километров федеральных трасс. И параллельно привести в порядок дорожную сеть регионов, чтобы к этим самым скоростным трассам можно было без проблем подъехать.
Система коридорная
Локальными мерами при такой нехватке скоростных дорог не спастись. Поэтому планы у Минтранса грандиозные – создать скоростные транспортные коридоры сразу в двух направлениях: север – юг и запад – восток. Если предложения дорожников воплотятся в жизнь, к 2035 году скоростными магистралями будут охвачены 44 региона Российской Федерации. А в них проживают ни много ни мало 75% населения страны.
Соединить север и юг хотят за счет строительства скоростной дороги от Санкт-Петербурга до Новороссийска с подъездами к крупным городам Балтийского и Черноморского побережья. На севере трасса протянется до границ с Эстонией и Финляндией. На юге – до морских портов Новороссийска, Тамани, Керчи и Севастополя.
Связать запад и восток страны предлагают за счет создания транспортного коридора от границы с Белоруссией до Кузбасса, с ответвлением до границы с Казахстаном. Оба направления будут связаны скоростными хордами, которые подключат к трассе все крупнейшие города Приволжья – Нижний Новгород, Казань, Набережные Челны, Уфу, Самару и Ульяновск.
Также в планах строительство хордовых дорог, соединяющих крупные городские агломерации, минуя Москву. Они свяжут порты Азово‑Черноморского бассейна с Приволжьем и Уралом, а побережье Балтии – с крупнейшими городами Урала и Сибири.
Взять в кольцо
Но до 2035 года еще дожить надо. Впрочем, есть дороги, которые планируют построить быстрее. Одна из них – Центральная кольцевая автомобильная дорога (ЦКАД) в Московской области. Три из четырех участков должны открыть уже в текущем году, еще один – в 2021 году.
Масштаб даже по меркам Подмосковья внушительный – длина новой скоростной трассы составит 336 километров. Общая стоимость проекта оценивается в 315,8 млрд рублей. Дорога пройдет приблизительно в 50 км от МКАД. Северная, восточная и южная секции ЦКАД строятся с нуля и будут платными. Западная останется бесплатной – это реконструируемая малая «бетонка» А‑107. Увы, свободной земли под новую дорогу в самом дорогом и престижном районе Подмосковья найти не смогли, а для выкупа у частников никакого бюджета не хватит.
После завершения строительства ЦКАД станет ключевым элементом транспортной системы Московского региона, освободив городские дороги и МКАД от транзитных грузовиков. А Московская кольцевая станет, по сути, частью дорожной сети столицы (как, впрочем, и задумывалось). Легче должно стать всем, и москвичам, и жителям области, и дачникам, и самим грузоперевозчикам: больше не придется терять время в бесконечных пробках, да и грузы будут сохраннее.
На Казань!
Новая скоростная дорога из Москвы в Казань – перспектива пусть и не сегодняшнего дня, но ближайшего будущего. Это 794 километра современного автобана, не хуже М‑11. Поэтапное строительство этой трассы уже одобрено правительством Российской Федерации. Она объединит четыре крупнейшие агломерации – Московскую, Нижегородскую, Казанскую и Самарско-Тольяттинскую. В итоге время в пути между Москвой и Казанью должно сократиться примерно до 6 часов. Сейчас, если очень повезет, можно доехать часов за 11–12… И то если ехать утром 1 января.
По сути, новая трасса станет дублером существующей дороги М‑7 «Волга», одной из самых загруженных в нашей стране. Конкуренцию ей составляет разве что пресловутая М‑10, да и то до запуска новой М‑11. Трасса М‑7 тоже проходит через множество населенных пунктов. Среди самых крупных – Владимир, Нижний Новгород, Казань, Уфа… И снова сотни тысяч легковушек и нескончаемые потоки фур, городские улицы, разрезанные пополам, сотни светофоров и наземных переходов. В общем, проблема та же, и решение то же.
Начала строительства еще придется подождать – стартовать планируют в 2021 году. До 2025 года предстоит построить дорогу от Владимира до Арзамаса, это 267 километров. А в 2022 году дорожники приступят к участку Арзамас – Канаш, это еще 239 километров. Дотянуться до Казани планируют к 2027 году.
Но, как выяснилось, на этом дорожники не остановятся. К 2030 году магистраль собираются продлить на Урал – до самого Екатеринбурга.
Опять платить?
Жизнь не стоит на месте. Когда-то скорость 60 км/час казалась почти невероятной. А сегодня мы покупаем автомобили, способные разгоняться до 200 км/час и выше. Конечно, с такой скоростью вряд ли в обозримом будущем разрешат ездить. Зато до 110 и даже 130 км/час разгоняться можно уже сегодня на вполне законных основаниях. Было бы где.
Построить тысячи километров новых скоростных дорог в ближайшие годы без привлечения частного капитала вряд ли возможно. А это значит, что многие из этих трасс будут платными.
Будут ли они востребованными, время покажет. Это будет зависеть от конкретного маршрута, условий движения на новой трассе и бесплатной альтернативе и, конечно же, размера платы. Пользователь всегда голосует рублем.
Но у нас, по крайней мере, появляется выбор. Экономить время или деньги. Ехать с ветерком по комфортному автобану или выбрать бесплатную дорогу со всеми вытекающими. Это тоже вариант – в конце концов, и старые дороги неплохо разгружаются с открытием новых (с трассы М‑10 на М‑11 уже переместилось свыше 30% автомобилей). А платить или не платить, каждый решит сам.