Правительство России утвердило новую методику расчета коэффициентов, применяемых при определении степени вреда федеральным автодорогам со стороны большегрузного автотранспорта в случаях превышения осевых нагрузок.
Соответствующее постановление было принято Кабмином 31 января и вступило в силу с 1 февраля этого года.
В соответствии с документом владельцы ТС по-прежнему обязаны приобретать (покупать) спецразрешения для перевозки сверхтяжелых грузов по дорогам общего пользования. Тем самым они компенсируют государству вред, наносимый дорожному покрытию.
Новая редакция правил возмещения вреда содержит обновленную методику определения размера вреда, причиняемого автодорогам тяжеловесными ТС, а также показатели размера вреда.
«В целях поэтапного введения новой методики постановлением предусмотрено, что при превышении допустимой массы транспортного средства от 2 до 15% включительно к размеру вреда, причиняемого такими ТС, в течение пяти лет применяются понижающие коэффициенты — от 0,2 с момента вступления постановления в силу, с ежегодным увеличением на 20%», — прокомментировал представитель Министерства транспорта России.
Согласно документу в период до 31 декабря действует коэффициент 0,2, затем (в 2021–2023 годах) он будет плавно повышаться на 0,2 в год (до 0,8 к 2023 году).
По словам вице-президента РАС и эксперта МОЭС Валерия Алексеева, государство заинтересовано простимулировать перевозчиков тяжелых грузов к приобретению спецразрешений. Однако утвержденная властями методика определения ущерба автодорогам, на его взгляд, не способствует этому.
«Значит, однозначно будут меньше обращаться за спецразрешениями и меньше платить за данную госуслугу. И чем меньше перевозчиков будут брать эти разрешения, тем меньше денег будет поступать в бюджет для восстановления дорог, которые как раз тяжеловесы и разбивают»,
— прокомментировал он ГиД.
В свою очередь, другой эксперт МОЭС — Тарас Коваль обращает внимание на произошедшие изменения в Приложении № 2 к Правилам перевозки грузов.
«Радует, что хотя бы хуже не стало. Однако все основные глупости сохранены. Например, классика жанра. Трехосный полуприцеп, межосевое расстояние от 1,3 до 1,8 м — 22,5 т. А при межосевом расстоянии от 1,8 до 2,5 м — 22 т», — отметил он.
Напомним, что прежняя шкала понижающих коэффициентов, применяемых при определении степени вреда федеральным автодорогам со стороны большегрузного автотранспорта, была утверждена правительством страны в ноябре 2018 года и продлена затем до января 2020 года.
Размер вреда, причиняемого дорогам автотранспортом при перевозке тяжеловесных грузов, определяется в России с 2009 года. Новые правила расчета возмещения ущерба — при помощи специальных формул и установленных коэффициентов — действуют с 2015 года.