С апреля саратовских грузоперевозчиков начнут штрафовать на суммы от 100 до 400 тысяч рублей за лишнюю нагрузку на ось. Вычислять перевес должны пункты весогабаритного контроля. Недавно на трассе Самара-Пугачев-Энгельс-Волгоград появилось три таких комплекса.
Сами грузоперевозчики предупреждают областной минтранс: работа подобных пунктов не отвечает установленным федеральным министерством техническим характеристикам, а после первых же штрафов от водителей могут пойтит встречные иски.
Как пояснил «БВ» председатель комитета по транспорту при саратовской ТПП и член «Объединения перевозчиков России» Юрий Хилюк, работу новых весовых пунктов нельзя назвать прозрачной. На них так и не появилось требуемых приказом Минтраса РФ №199 электронных табло, позволяющих водителю увидеть, как техника оценила массу его машины. Хотя о том, что все положения приказа должны соблюдаться, «Объединение перевозчиков России» говорит не первый год.
— Мы собирались сделать рабочую группу при областном минтрансе по этому вопросу, — объяснил общественник. — Но так и не смогли встретиться с замминистра транспорта Алексеем Зайцевым, поскольку он был отпуске. Также мы доносили информацию через уполномоченного по правам предпринимателей Михаила Петриченко. Он в свою очередь докладывал федеральному омбудсмену Борису Титову о существующей проблеме.
Изменения в Закон о весовых пунктах в прошлом году поддержала в трех чтениях Госдума. Но он застрял в Совете Федерации.
В Саратовской области грузоперевозчики сумели добиться закрытия весогабаритного пункта в Марксе, нарушения в размещении которого были уже очень явными.
Как ранее рассказывал Юрий Хилюк, этот пункт был даже не обозначен дорожными знаками и фактически был западней для водителей. Более того, перед ним вопреки всем правилам располагалась автобусная остановка и кафе, что заставляло водителей притормаживать и давать дополнительную нагрузку на заднюю ось. При таких условиях даже недогруженная машина будет определена как идущая с перевесом.
По словам общественника,
проблема с правильной работой весовых пунктов общая для большинства российский регионов.
Показателен пример Нижегородской области, где в 2018-2019 годах было начислено на 1 млрд рублей штрафов за перевес.
— Это был чистый побор с предпринимателей. Как установила прокуратура, полгода весы работали некорректно. Теперь Нижегородская область должна перевозчикам 600 млн рублей,
— рассказал он.
Саратовские грузоперевозчики уже предупредили областной минтранс: если работа весовых пунктов не будет прозрачной, в Саратовской области может повториться та же ситуация, что и в Нижегородской, поскольку получив стотысячные штрафы перевозчики непременно пойдут в суд.
Действительно, в Нижегородской области введение весовых пунктов обернулось большими проблемами, это признал и местный минтранс. В августе прошлого года министерство подтвердило: в регионе работали с превышением допустимой погрешности целых 4 весовых пункта.
Как писал местный портал Бизнес News, причиной было названо ненадлежащее состояние дорожного покрытия в местах их установки. Штрафы за перегруз в Нижегородской области были поистине драконовскими — до 500 тысяч рублей с машины.
В 2018 году под раздачу в Нижегородской области попали 3,2 тысячи большегрузов, объем штрафов составил 753,9 млн рублей. В 2019 году к ним прибавилось еще 1,3 тысячи штрафов на 248,4 млн, таким образом, общая сумма перевалила за 1 млрд рублей. Нижегородская область выводы для себя сделала — было дано поручение оснастить электронными информационными табло все 6 весовых пунктов, работающих на ее территории. А неправомерно наложенные штрафы пришлось отменять в судебном порядке.
Как подчеркнул Юрий Хилюк,
сами грузоперевозчики поддерживают введение весовых пунктов, но работать они должны именно для контроля за нагрузкой на дороги, а не для пополнения областной казны за счет штрафов.
В Поволжье есть и положительные примеры, так, в Татарстане весогабаритный контроль налажен грамотно и нареканий к пунктам нет.
Тендеры на обустройство трех новых саратовских пунктов, проводившиеся минувшей осенью, не обошлись без огрехов. Начальная цена закупок, объявлявшихся ГКУ «Региональный информационно-навигационный центр», составляла 39,5-39,7 млн рублей за каждый пункт. Все контракты достались единственному заявителю, проявившему интерес к закупке — ПАО «Вымппелком». Оператор сети «Билайн» получил их по первоначальной цене.
Провести тендеры удалось лишь со второго раза, поскольку из-за предписаний Саратовского УФАС первые аукционы, объявлявшиеся в октябре, были отменены на стадии определения поставщика. Претендентов на заключение контракта тогда было четверо, ООО «Шедевр», ПАО «МегаФон», «Вымпелком» и «Ростелеком», и жаловались в УФАС они все.
Антимонпольное ведомство выдало предписания об отмене тендеров как раз по жалобе «Вымпелкома». От организатора торгов потребовали отменить протоколы, составленные в ходе аукциона (тексты их сейчас на портале госзакупок недоступны), внести изменения в документацию согласно требованиям закона о контрактной системе и продлить срок приема заявок. После этого «Вымпелком» оказался единственным, кто внес ценовые предложения уже на новых конкурсах.