Александр работает водителем-международником не первый год и о строгих нравах европейских полицейских знает не понаслышке. Но знакомство с итальянскими правоохранителями стало для него откровением: с таким приёмом дальнобойщик еще не сталкивался.
Утром седьмого февраля Александр ехал по трассе А-13 в направлении города Феррара. Он вёз деревянные изделия и в скором времени должен был прибыть на пункт выгрузки. Внезапно грузовик опередила машина полиции, которая начала оттормаживаться перед тягачом. В Италии это распространенная практика; именно таким образом полицейские останавливают автомобили для проверки. Стражи порядка постепенно сбавили скорость и подали дальнобойщику знак остановиться у обочины.
Александра эта остановка не смутила: его машину не раз проверяли в странах Евросоюза. Он знал, что полицейские нередко останавливают грузовики, забираются на верхнюю подножку, подсоединяют контрольное устройство к тахографу и возвращаются в патрульную машину, чтобы проверить данные о соблюдении режима труда и отдыха.
Пару раз дальнобойщика штрафовали за незначительные нарушения; при этом проверяющие всегда вели себя вежливо и максимально корректно.
А когда проводились какие-то дополнительные меры (например, осмотр кабины с собакой на границе), водителя предупреждали о них, интересовались, нет ли у него аллергии. Если же проверяющим нужно было войти в кабину, они всегда одевали бахилы.
Но не в этот раз.
— Они не представились, не предъявили удостоверений. Просто произнесли слово «контроль». Через открытую дверь один из полицейских всунулся в сапогах внутрь кабины, другой стал на подножку. Я указал на то, что в кабине на полу ковры, в ответ мне сказали что-то невнятное, – приводит слова Александра портал auto.onliner.by.
Сперва полицейские проверили тахограф, но режим труда и отдыха водитель не нарушал. Тогда они стали проверять техническое состояние большегруза, но и тут проблем не возникло. Водитель, однако, заметил, что проверяющие настроены очень негативно и предвзято.
Вдруг один из полицейских достал нож и начал вскрывать пластиковую панель, под которой находятся предохранители.
Обеспокоенный дальнобойщик предупредил, что машина на гарантии и всё опломбировано: он предложил проверяющим обратиться на официальный автосервис. Те, однако, не отреагировали – и вырвали панель, сломав при этом подстаканник.
Языковой барьер не способствовал решению проблемы: полицейские говорили по-английски неохотно, предпочитая итальянский, и Александр ответил им тем же – потребовал переводчика.
— Они понимали, чего я хочу, но никто никого не вызвал. Когда я стал снимать видео, сотрудник ударил меня по руке, а через какое-то время осознанно ткнул в плечо. <…> Я просто не представлял, что вообще происходит. В кабину вломились люди в форме, достали нож – что мне думать?
Полицейские вытащили из панели тахограф, повредив пломбу. Их мотивация до сих пор загадкой для водителя: можно предположить, что они искали следы внешнего вмешательства в работу устройства. В Европе сравнительно широко распространены приспособления, корректирующие данные тахографов: водители используют их несмотря на суровые наказания. Но такого прибора в машине Александра не было.
В конце концов полицейские всё же нашли повод для штрафа. В распечатке тахографа они обнаружили превышение скорости, допущенное тремя неделями ранее, 14 января на территории Словении. За это водителя оштрафовали на 646 евро (46 500 рублей).
Составленный протокол дальнобойщик подписывать не стал. Но на этом его злоключения не кончились: машину отправили на штрафстоянку.
Там Александру объяснили, что забрать машину и груз можно будет только после оплаты штрафа. Водитель дошел до банка и оплатил штраф, но на стоянке с него потребовали еще 50 евро за простой. Когда он попытался возмутиться, сотрудники стоянки начали звонить карабинерам (аналог российской военной полиции). Пришлось заплатить; таким образом, сумма штрафа выросла до почти 700 евро.
Александр признаёт: штраф был заслуженным. Несмотря на ограничитель скорости, установленный в его грузовике, он всё же разогнался до 103 километров в час когда ехал по затяжному спуску в Словении. Дальнобойщики знают, что спускаться, постоянно удерживая педаль тормоза, опасно. К тому же ехавшую сзади машину обгонял другой грузовик, водитель которого по рации попросил прибавить газу, чтобы дать ему вклиниться между машинами.
Машину дальнобойщику отдали только вечером. На разгрузку он опоздал и был вынужден провести в Италии еще три дня: в выходные предприятие не работало.
Подводя итоги, Александр отмечает, что до сих пор не может понять враждебное отношение итальянских полицейских. «Представьте, какой скандал был бы в Беларуси, Если бы сотрудники ГАИ остановили иностранный грузовик, достали бы при водителе нож и начали бы что-то ломать в кабине?» - задаётся он риторическим вопросом.