Очереди грузовиков на складах и терминалах – это не только упущенная выгода, но и прямой ущерб для всех участников цепочки поставок. Его размер нетрудно подсчитать.
Недавно в редакцию АТИ обратился перевозчик, машина которого на несколько дней застряла в индустриальном парке Ворсино (Калужская область). Он рассказал, что десятки дальнобойщиков уже давно ждут выгрузки у ворот одного из местных предприятий: кто-то подъехал недавно, а кто-то стоит больше недели. Недельная очередь – случай из ряда вон выходящий, но с длительными задержками знакомы, пожалуй, все владельцы грузовиков.
Простой транспорта приносит убытки. Обычно перевозчики стараются минимизировать их, требуя компенсировать задержку.
— Чтобы получить компенсацию, прежде всего необходимо зафиксировать время прибытия, – рассказывает руководитель юридической компании «Богатов Групп» Сергей Богатов. – Это можно сделать, отметившись в журнале учета на КПП. Если машину не пропускают на территорию, вы можете составить акт о срыве погрузки. Кроме того, можно отправить на адрес объекта сообщение о задержке, приложив к нему данные GPS. Последний способ часто применяется на практике, особенно на объектах крупных сетей, когда опоздание в одну минуту может привести к тому, что машину откажутся разгружать до следующих суток.
Сумма компенсации, отмечает юрист, прописывается в договоре. Обычно она составляет 1000-1500 рублей за сутки. Не стоит забывать, что сумма растёт пропорционально количеству ожидающих машин.
Серьёзные проблемы могут начаться, если перевозчик решит отвезти груз назад или сдать его на склад временного хранения (СВХ).
— Когда заказчик отказывается от получения груза, перевозчик должен запросить информацию у грузоотправителя и узнать, что нужно делать. А если грузоотправитель не отвечает, груз можно везти либо назад, либо на СВХ, и дальше действовать по ситуации, – объясняет юрист. – Если грузополучатель в этой истории не прав, то все расходы в рамках судебных процедур можно будет переложить на него.
Кто теряет больше всех?
Самые большие потери от очередей несут предприятия, которым принадлежат как логистические объекты, так и грузовые автомобили. Это заводы-производители, торговые сети с собственными автопарками и транспортные компании, владеющие складами и терминалами.
Такие компании не смогут потребовать компенсации у самих себя. Они просто заплатят за топливо, за рабочее время сотрудников, за возможные срывы поставок.
Убытки приносят даже сравнительно небольшие очереди, в которых машины простаивают 20-60 минут. Стоимость часа работы LCV может превышать 500, а большегрузного автомобиля – 1500 рублей. Владельцы транспорта теряют десятки тысяч рублей в месяц из-за простоев, и чем больше автопарк, тем существеннее убытки. Не следует забывать о водителях, особенно если они получают зарплату «от колеса»: длительные задержки сказываются на их мотивации и могут обернуться скандалами, увольнениями и трудностями с подбором нового персонала.
Но даже если водители – сотрудники сторонних транспортных компаний, пренебрегать их временем не стоит. Очереди бьют по карману контрагентов и создают реальный риск потери надежного и проверенного перевозчика. Кроме того, перегрузка пропускного режима повышает риск ошибок при оформлении документов и также, как и водителей, демотивирует работников КПП, вызывая аналогичные кадровые проблемы.
С ювелирной точностью
Решить проблему помогает система управления электронной очередью (QMS, Queue Management System) – аналогичная тем, что действуют в банках или поликлиниках. Отправляясь в рейс, водитель заходит на сайт предприятия и получает «номерок» в виде смс-сообщения: теперь он знает, куда и во сколько ему нужно приехать. Логисты на объекте также будут знать, когда к ним приедет та или иная машина и смогут заблаговременно спланировать свою работу. Им не придётся вести ручную запись данных по водителям и автотранспорту: в QMS можно приложить электронные копии документов, в том числе на груз. Это избавляет от ошибок в учёте, ускоряет процесс согласования и проверки и повышает проходимость транспорта в моменте времени.
Системы управления очередями сокращают издержки, оптимизируют рабочие процессы и повышают лояльность водителей и контрагентов. Выбирая между несколькими похожими заказами, перевозчики и экспедиторы несомненно отравят машину туда, где можно будет быстро и беспроблемно загрузиться. Работающий с ювелирной точностью склад избавит его владельца от массы проблем, решение каждой из которых требует времени и денег.
Результаты внедрения QMS показывают: пропускная способность складов и терминалов, оборудованных такими системами, возрастает на 3-5%, что положительно сказывается на выручке.
— Внедрение системы автовизитов с «временными слотами» может принести владельцу склада или терминала десятки тысяч евро в год, – рассказывает СРО Marine Digital Алексей Еньшин. – К примеру, Рижский морской терминал, работающий с балкерными, насыпными и генеральными грузами с оборотом в 400 000 тонн в год, по результатам пилотного проекта, планирует увеличить грузооборот на 20 000 тонн и дополнительно заработать €40 000, а это уже более 3 000 000 рублей, цена двух или даже трёх вилочных погрузчиков.
Сокращаем издержки за 15 минут
Qline – одна из самых простых и в то же время наиболее эффективных систем электронной очереди, которая работает на нескольких складах и терминалах Евросоюза. Хорошие новости: в течение 2 месяцев вы можете пользоваться ей совершенно бесплатно. Вам помогут с запуском, а настройка займет менее 15 минут. Вы увидите, как работа склада станет эффективной и упорядоченной, получите ощутимый экономический эффект.
Qline – облачный сервис. Это значит, что вам не придётся тратить время на установку и запуск в эксплуатацию. Для использования достаточно обычного веб-браузера.
Чтобы получить бесплатный двухмесячный доступ к Qline, зарегистрируйтесь для участия в вебинаре об электронных очередях: он состоится 19 марта. Специалисты компании-разработчика расскажут о возможностях сервиса, ответят на ваши вопросы, покажут, как настроить и использовать электронную очередь. После вебинара вам предоставят доступ вместе с бесплатной настройкой (это займет не более 15 минут) и проконсультируют по любым вопросам. Даже если вы не сможете принять участие в вебинаре, регистрация позволит вам получить бесплатный двухмесячный доступ к QMS, так что не теряйте времени – регистрируйтесь прямо сейчас на вебинар "Автоматизация управления транспортным потоком за 15 минут".