На таможенном пункте «Темир-баба» на границе Казахстана и Туркменистана застряли около ста фур с водителями. Российские и белорусские дальнобойщики не могут доставить грузы по назначению из-за закрытия границы Туркменистана на карантин. Один из водителей скончался.
Смерть на посту
Тело мертвого белорусского дальнобойщика везут в гробу на крыше Toyota Sienna из солончаковой пустыни в Мангистауской области Казахстана в сторону российской Самары.
Об этом «Медиазоне» рассказывает по телефону стоящий на блокпосту у Жанаозена коллега покойного — дальнобойщик Александр, мимо которого движется колонна полицейских автомобилей, сопровождавших машину с гробом. Александр выехал с таможенного пункта «Темир-баба» на границе Казахстана и Туркменистана в четверг после обеда.
«Я зашел [на таможенный пост] последней партией, после нас всех остановили — кого-то развернули назад, кого-то оставили на нейтралке. Потом я слышал, что на нейтралке тоже беда — там ведь ни условий, ничего. Там сейчас вот немного хоть сделали, а так… Пустыня кругом, да и все», — говорит он.
Первое сообщение о смерти белорусского дальнобойщика появилось 30 марта — сайт Turkmen.news опубликовал новость о 79 грузовых автомобилях с белорусскими и российскими номерами, к тому моменту уже десять дней как застрявших на пункте «Темир-баба» из-за закрытия границы туркменской стороной.
По соцсетям разошелся обрезанный скриншот сообщения в вайбере, которое цитировалось в новости Turkmen.news. Анонимный автор писал о смерти одного из водителей. Сотрудники таможенного пункта на звонки долго не отвечали.
Только 1 апреля работник «Темир-бабы» подтвердил «Медиазоне» смерть водителя из Беларуси, а в отделении полиции Каракиянского района сообщили его имя и дату рождения.
Андрей Разумович умер 26 марта — за четыре дня до своего пятидесятилетия. Полицейский добавил, что результатов судмедэкспертизы еще нет, но «факт криминальной смерти не установлен».
«Туркмения запретила коронавирус»
Водители большегрузов в районе «Темир-бабы» не могут выйти на связь — по словам проезжавшего таможенный пункт 21 марта дальнобойщика Дмитрия, в пустыне нет сигнала сети.
«Там стоят двое моих знакомых. Не отвечают, связи там нет. Там ни GPS, ни соцсети никакие не работают. Жопа там происходит. Стоишь среди степи и ждешь непонятно чего», — добавил Дмитрий.
По его словам, Туркменистан ограничил движение через границу с середины марта: независимо от пункта назначения водителям прибывающих в страну фур либо разрешали доехать до порта Туркменбаши, либо обещали разгрузку на границе.
Что через границу с Туркменистаном не пропускают машины, «Медиазоне» подтвердили и в консульском отделе посольства Беларуси в Казахстане.
«Все правильно консул сказал — Туркмения запретила коронавирус. На границе берут анализы, результат приходит через пару дней. От этого и колейки такие собираются. От границы до выгрузки ведут группами под конвоем. Пока группа не соберется, [не поедем] — из-за одной-двух машин конвой вызывать не будут. Поэтому и после оформления опять стоять. Магазины по дороге все закрыты, на заправки не пускают, только если уже совсем нет солярки», — рассказал Дмитрий.
Официально ноту «Об ограничении въезда и транзита грузового транспорта» МИД Туркменистана разослал 31 марта, но проблемы на границе у дальнобойщиков начались раньше. Водитель Александр проезжал через «Темир-бабу» 22 марта.
«Я заехал в Туркменистан 22 числа до города Туркменбаши. Стоял там [в порту] десять дней, пока прицепы перезагружали в Ашхабаде. Потом нас под конвоем собирали по 11 человек. Кого-то раньше, кого-то позже. Так стояло нас там человек около 20 в порту Туркменбаши», — вспоминает он.
На обратном пути на «Темир-бабе» Александр простоял относительно недолго, двое суток — во второй половине дня в четверг, 2 апреля, он выехал из Туркменистана.
О количестве водителей, застрявших на таможенном пункте, «Медиазоне» рассказал один из работников поста, попросивший об анонимности. По его словам, непосредственно на территории пункта находятся 29 машин: их груз уже оформлен, они ждут разрешения на въезд для передачи груза туркменистанским водителям. Еще 63 машины стоят в очереди за территорией.
«Кому-то пригнали кран, немецкие трактора перегружают на туркменские тягачи. И туркменские машины сами заезжают [в Туркменистан] на выгрузку. Кто-то просто стоит и ждет въезда туда, кого-то вернули обратно. Кто как — как чья фирма договорится», — поясняет Александр.
По Казахстану под конвоем
В середине марта дальнобойщикам приходилось стоять посреди пустыни как минимум два дня, пока медики делали тесты на коронавирус. По словам Александра, въезд разрешали только после отрицательного результата. Анализы проводил Туркменистан — на таможенном пункте находятся четверо туркменистанских врачей и один медик из Казахстана, но он только измеряет водителям температуру тепловизором.
«[На "Темир-бабе"] нет ни-че-го. Ну как — туалеты построили, деревянные такие, обыкновенные. За едой ездить за 200 километров. Даже в порту Туркменбаши душ есть, но вода холодная. Туалет [в порту] цивилизованный, да. Но выходить в город нельзя, везде сеткой огорожено, милиция сторожила нас. Хорошо хоть магазинчик есть, но все в тройном размере по цене», — рассказывает Александр.
От «Темир-бабы» до казахстанского Жанаозена он доехал без конвоя. Там его остановили перед блокпостом. «Опять нас всех вызвали, померили температуру, записали. Уже собрали машин около десятка. Сказали, что сейчас приедет конвой и проведет до следующего блокпоста — до какого, пока неизвестно. Договариваемся сейчас заехать в магазин какой-нибудь, но не знаю, пока еще тоже неизвестно. Стоит спецслужба их [казахстанская], стоит СОБР с автоматами. Больше ничего интересного не происходит. По-тихому будем выбираться домой, в Беларусь», — говорил водитель в четверг.
О смерти Разумовича Александру рассказали его знакомые, когда он стоял в порту Туркменбаши.
«Я слышал, что он в футбол играл и ему плохо стало. Он сел в машину, ну и все потом. Водители увидели, что он сидит за рулем весь желтый. Ближе уже никто не подходил, вызвали милицию и скорую, они уже его забрали. Он не пьяный был, ничего. Просто пошел в машине посидеть, наутро начали стучать — не отвечает. Вызвали милицию, они вскрыли двери. Приехала скорая, сделала дезинфекцию. У него болезнь сердца была, сказали так. Ну и все», — сказал Александр.
Вопрос закрыт, груз выслан
Мангистаускую область Казахстана закрыли на карантин вечером 1 апреля — через четыре для после того, как в регионе обнаружили первого и пока единственного зараженного коронавирусом. В Минской области, где находится родной город Андрея Разумовича Жодино, карантина нет — как, впрочем, и по всей Беларуси. Президент Александр Лукашенко считает изоляцию в «тухлых квартирах» вредной и предлагает гражданам почаще выходить на улицу и дышать свежим воздухом.
Вечером в четверг, 2 апреля, Toyota Sienna с телом Разумовича проехала Жанаозен. Расстояние до Жодино — три с половиной тысячи километров.
Затем, обогнув Уральск, машина должна пересечь российскую границу и оказаться в Самарской области. Далее по трассе через Москву гроб доставят к западной границе России.
При этом границы России с 30 марта закрыты как на востоке, так и на западе, разрешены только коммерческие перевозки.
Умерший водитель работал на компанию «Белтрансэкс». Ее сотрудник рассказал «Медиазоне», что на границе с Туркменистаном сейчас остаются 11 их машин: две с оформленным грузом — на территории таможенного поста, и еще девять за его пределами. По словам менеджера «Белтрансэкса», перевозкой тела Разумовича и «вопросом в целом» сейчас занимается страховая компания, но не уточнил, какая.
В консульском отделе посольства Беларуси «Медиазоне» подтвердили факт смерти дальнобойщика, но добавили, что не понимают, зачем об этом писать.
«Ну умер человек и умер. По естественным причинам. Не владеем никакой другой информацией, до свидания», — попрощался консул Игорь Иванов.
Дочь Андрея Разумовича, попросив не называть ее имя, рассказала «Медиазоне», как она узнала о смерти отца и кто взял на себя перевозку тела.
26 марта. Где-то в полшестого вечера звонит мама в слезах и говорит о папе. Придя домой, узнаю, что маме звонил директор той фирмы, в которой работал папа. Он сказал, что отец умер в кабине собственной машины и что его доставили в ближайшую больницу, где смогли произвести вскрытие.
27 марта. Узнаю, что папу вскрывать не будут, пока не будет отрицательного анализа на коронавирус. Просто лежал папа хрен пойми где и просто ждали результата.
28 марта. С нами связалась страховая компания. Мой папа застраховал себя, поэтому и звонили решать этот вопрос. По итогу они взялись за всю перевозку по стране и через границы. Деталей мы не знаем. Не говорили. Только знаем, что они ругались со всеми, с кем могли поругаться, особенно в посольстве.
29 марта. Отрицательный результат коронавируса. Папу вскрыли. Я сама учусь в медицинском колледже и могу сказать навскидку, что точная причина смерти не может быть установлена через такое количество времени, поэтому не особо верю. Папе поставили острую сердечную недостаточность, но папа никогда не жаловался на сердце, и не было в принципе с ним проблем.
30 марта. Папин день рождения. В этот день было особо всем тяжело. Ведь ему бы было уже 50 лет.
31 марта было тихо.
1 апреля. Маме пришла анкета на заполнение по поводу транспортировки и получения тела. Мы ее заполнили и выслали фотокопию. Больше с нами не связывались в этот день.
2 апреля. В девять вечера вызванивали всем, кому можно было. Тишина их [родственников] мучает. Им было сказано, что где-то в 19:00 по нашему времени только выехала машина с телом. Как дальше будет проходить перевозка — пока неизвестно.
Очень, безумно тяжело. Мои старшие братья прожили с папой больше меня и говорят, что вся жизнь у него была такая. Вроде и хотел всегда быть добрым, всем помогать, но все равно выходило все не так. Иногда и вообще наоборот. И даже смерть не была спокойной. Вечная дорога, все не так, как у других.
В посольстве Беларуси в Казахстане условия, в которых находятся застрявшие на границе водители, назвали «не самыми лучшими», но на вопрос, какие действия предпринимаются, чтобы помочь им, устало ответили, что «не обладают информацией».
В консульстве России в Уральске сказали, что никакой информацией не располагают. Консульский отдел посольства России в Астане был недоступен, а телефон для экстренных вызовов — отключен.
В Ассоциации международных автомобильных перевозчиков корреспонденту «Медиазоны» предложили подождать официального сообщения белорусского посольства. Сообщение опубликовали в четверг вечером, в нем посольство Беларуси в Казахстане подтвердило «скопление» грузовых машин на таможенном пункте.
На вопрос о том, будут ли дальнобойщики и дальше неделями стоять в степи возле «Темир-бабы», консул Иванов ответил уклончиво: «Вы же сами видите, что ситуация меняется каждый час».
2 апреля в 19:30 он сообщил «Медиазоне», что «вопрос уже закрыт и груз выслан». Грузом он назвал тело Андрея Разумовича.