Маршруты грузовых перевозок изменились, а поток автомобилей снизился на треть — виной всему коронавирусная инфекция, из-за которой в большинстве регионов введены карантинные меры и постоянные проверки на въездах.
Осмотр документов и измерение температуры у водителей большегрузов осуществляют на постах полиции, на въездах на территории заводов и складов, а также на всех пропускных пунктах. Некоторые дальнобойщики отказываются выходить на работу из-за страха заразиться, другие продолжают работать и пытаются не покидать кабины своих грузовиков.
Как пояснили корреспонденту Autonews.ru в ассоциации дальнобойщиков, отрасль грузовых автоперевозок испытывает трудности уже давно, однако именно коронавирус стал причиной их публичной огласки. Транспортные перевозки регулярно обсуждаются на совещаниях с президентом России Владимиром Путиным и сегодня являются одной из важнейших сфер, которую необходимо поддержать.
Главы субъектов обвиняют дальнобойщиков в распространении инфекции, ужесточая проверки для водителей. Тогда как последние сетуют на плохую работу региональных властей по обеспечению безопасности от заражения. Мы выяснили, что происходит на самом деле и как водители большегрузных машин пытаются защитить себя от COVID-19, чтобы выйти на работу и обеспечить россиянам бесперебойные поставки продуктов и товаров первой необходимости.
Без водителей — никак
В начале мая глава Карелии Артур Парфенчиков заявил, что именно водители большегрузов завезли коронавирус в регион. Однако координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко в беседе с корреспондентом Autonews.ru уверил, что ни один из водителей не стал разносчиком вируса из Европы.
«Нет ни одного случая, ни одного доказанного факта, что именно дальнобойщик привез куда-то вирус. Это даже было озвучено на последнем совещании правительства с Путиным. Водители одни ездят в кабинах, они не могут привезти вирус из рейса, а вот обратные случаи бывают. Из последнего — водитель после рейса отдыхал несколько дней дома в Кировской области, сходил там на похороны и заразился. Дальше, соответственно, в рейс он не вышел», — поделился Войтко.
Что касается самой организации процесса работы дальнобойщиков по всей стране в этот непростой период, все водители и представители транспортных компаний более чем серьезно относятся к принятию всех мер по предотвращению распространения инфекции. Потому что самое важное для них сейчас — сохранить здоровье водителей, без которых невозможны регулярные грузовые рейсы.
«Поймите, для них любой симптом заболевания означает, что машина выключена из рабочего процесса. И так работы стало меньше, а если водителя на изоляцию посадят, то все — труба. Остановим транспорт, загнемся все.
Самая популярная шутка у нас сейчас — «самоизолировался в кабине». Сами водители и транспортные предприятия сводят все контакты к минимуму.
На погрузке и выгрузке водители не покидают кабину, документы берут через стекло», — объяснил представитель ассоциации дальнобойщиков.
Перегибы на местах
Притом, что перевозчики стараются свести все контакты для водителя к минимуму, проезд через регионы подвергает дальнобойщиков риску заболеть. На въездах во многие субъекты, регионы и города страны сейчас стоят блокпосты с проверками документов и измерением температуры. При этом условия для таких стихийных остановок не всегда соответствуют эпидемиологическим нормам.
«Краснодар, Вологодская область, перечислять могу еще долго. Там стоят шлагбаумы, пикеты, столпотворения и пробки.
Водителей выдергивают из кабин и отправляют в какие-то вагончики-палаточки, чтобы записать данные автомобиля и выдать пропуск, провести анализ. Внутри толпа народу, никакой дистанции.
Последняя неприятная ситуация произошла в Череповце. Водитель отказался проходить тестирование на коронавирус, потому что тестирование проводится в грязной палатке у дороги, с мухами и толпой народа. И медработник лезет ему в рот до самого желудка с этим тестом в перчатках, которые он не меняет после контакта с другими людьми», — посетовал Валерий Войтко.
Водителя, который отказался проходить тестирование на коронавирус в антисанитарных условиях, развернули. Итогом истории стало заявление в прокуратуру и срыв поставки в город важных товаров (все подтверждающие материалы имеются в распоряжении редакции Autonews).
«Мы наблюдаем, как региональные противоэпидемиологические мероприятия превращаются в очаги заражения. Ровно то, что было в Москве в первый день введения пропусков в метро. И это регулярная история абсолютно во всех регионах страны», — пояснил Войтко.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются водители-дальнобойщики во время рейсов, — это повторяющиеся проверки на объектах. По этому поводу ассоциация также обращалась с заявлениями в прокуратуру. «Тормозят на въезде, проверяет охранник. Проезжает машина дальше, проверяет начальник цеха. Потом проверяет кладовщик. И каждый из этих персонажей за день общается с сотней водителей. Где больше вероятность подцепить коронавирус? Когда водитель спокойно в маске и перчатках заехал, разгрузился и выехал или когда организуют эти посты с одинаковыми проверками и его выдергивают каждый раз из кабины, проверяют маску и перчатки, меряют температуру», — рассказал представить дальнобойщиков.
Перевозки упали на треть
Практически все водители обеспечены масками, перчатками и санитайзерами. Водителям негде купить средства защиты во время рейса, поэтому все необходимое транспортные компании водителям выдают. Представители индивидуальных предприятий все покупают сами.
Если в апреле представители отрасли говорили о грядущем снижении перевозок внутри страны наполовину, то сегодня такие показатели отмечены только по отдельным категориям товаров. В целом по стране количество рейсов большегрузных машин сократилось минимум на треть. Многое зависит от направлений, маршрутов и регионов. Продукты питания и товары первой необходимости внутри страны — это сегодня основная часть транспортного потока.
«Международные перевозки в целом схлопнулись. Конечно, машины ходят, какие-то срочные контрактные грузы все равно везут. Но все водители самоизолируются, выполняют все условия, работают без препятствий.
В европейских странах их никуда не дергают — машина может спокойно пройти через Италию, Германию, Белоруссию и упереться в шлагбаум в Вологодской области или в Краснодарском крае. Это перечеркивает все меры предосторожности, которые принимались до этого.
Пока сверху не рыкнули, ни в одном регионе адекватных мер не примут», — поделился Валерий Войтко.
Что будет после эпидемии
По словам нашего собеседника, проблемы для перевозчиков начались задолго до прихода коронавируса. Стагнация, снижение объемов потребления и уровня производства — это длится на протяжении последних пяти лет, объемы перевозок падают. И часть тех компаний и предпринимателей, кто остановил свою деятельность из-за вируса, уже не вернется к работе.
«Коронавирус — это детонатор. Все увидели проблемы нашей отрасли. Необходимы изменения во внутренней экономической политике.
Автотранспорт не самоценная вещь, если нечего возить. Когда наши коллеги пытаются сейчас решить локальные проблемы, просят отменить транспортный налог, «Платон» — это популизм. Сейчас речь должна идти о более фундаментальных вещах, и мы на них указываем на совещаниях в правительстве и в Минтрансе. Сейчас надо не реанимировать тех, кто уже выпал из производственного процесса, а максимально помогать и поддерживать тех, кто продолжает работать», — резюмировал координатор ассоциации «Дальнобойщик».
В конце марта президент Владимир Путин включил автоперевозки в список наиболее пострадавших отраслей, перевозчики получат господдержку. Согласно опросу водителей, проведенному компанией «МАН Трак энд Бас РУС» в апреле,
лишь 71% водителей продолжает выполнять регулярные рейсы. Всего 9% водителей заявили, что связанные с коронавирусом ограничения оказали значительное влияние на их работу.
Еще 29% работающих водителей отметили, что не сталкиваются с какими-либо ограничениями, а 14% указали, что испытывают незначительные трудности.