Громкий арест произошёл в Новокузнецке весной прошлого года, когда сотрудники УФСБ по Кемеровской области по подозрению в получении взятки задержали 42-летнего начальника районного ГИБДД Петра Митрошина.
В отношении подполковника и его 45-летнего заместителя Ивана Осина было возбуждено уголовное дело.
— В ходе расследования был установлен ещё один факт получения взятки обвиняемым. Так, 200 тысяч рублей он получил от другого предпринимателя за беспрепятственную перевозку угля по территории Новокузнецкого района, – рассказала Ирина Мазеева, помощник руководителя следственного управления СК РФ по Кемеровской области-Кузбассу по связям со СМИ.
Как выяснили следователи, в январе 2014 года бизнесмен Альберт Котов, чья компания занимается грузовыми перевозками, предложил главе районного ГИБДД Петру Митрошину сделку. Предприниматель платит офицеру, а тот в свою очередь делает так, что инспекторы ГИБДД перестают замечать нарушения на дорогах, которые совершают водители большегрузов-углевозов Котова. За своё покровительство коммерсант перевёл правоохранителю 200 тысяч рублей.
Осенью 2018 года уже сами офицеры Митрошин и Осин предложили крышу другому предпринимателю, обещая ему возможность без последствий гонять свои груженные углевозы по городским улицам.
В установлении «деловых» отношений правоохранителям помог инцидент, который произошел в ноябре 2018 год на кольцевой развязке в районе Атаманово. Инспекторы ГИБДД затормозили три тяжеловоза с углём, принадлежащих частному перевозчику. Правоохранители установили, что транспортируется топливо с явным превышением допустимой нагрузки на ось. За нарушение правил движения тяжеловесного транспорта компании грозил солидный административный штраф и проверки.
О ситуации было доложено начальнику районного ГИБДД. Подполковник Митрошин приехал на своём личном «Крузере» на место. Он также вызвал своего заместителя Ивана Осина.
Митрошин возложил на подчинённого дальнейшее урегулирование вопросов в рамках «сотрудничества» с транспортной фирмой, которая возила уголь между Прокопьевском и Калтаном.
Следователи установили, что 14 ноября 2018 года Иван Осин, получив указание от шефа, лично общался с бизнесменом около ТРЦ в Новокузнецке. Во время встречи Осин передал руководителю фирмы реквизиты счёта для оплаты новогодних подарков для детей сотрудников инспекции.
Предприниматель, выказал готовность ежемесячно передавать Митрошину и Осину выплату за их поддержку по следующей таксе – 20 рублей за одну тонну перевезённого угля.
Так, пойманный в декабре 2018 года сотрудниками ДПС за нарушение перевозчик не был привлечён к ответственности, за что перечислил на расчётный счёт «крыши» 64 тысячи рублей.
Естественно, что офицеры-взяточники пытались скрыть свою преступную деятельность. Для конспирации они использовали мессенджеры. Существовала даже особая цифровая комбинация, в которой была «спрятана» информация о номерах транспортного средства и экипажа ДПС, остановившего большегруз.
С помощью этого перевозчики угля могли свободно нарушать закон. В том случае, если на дороге работало патрульное подразделение, не подвластное Митрошину, они получали предупреждение и на время приостанавливали перевозку грузов.
Правоохранители тем временем вошли во вкус. В феврале 2019 года Митрошин и Осин сообщили «опекаемому» предпринимателю Василию Петрову о «новых правилах», согласно которым они намеревались применять к бизнесмену меры административной ответственности.
Петров в свою очередь попросил уладить вопрос мирно, посулил взятку. Пётр Митрошин предложение одобрил. Предприниматель же подумал-подумал и заявил на подполковника и его заместителя в областное УФСБ, сообщив о вымогательстве.
В рамках операции силовиков 11 марта 2019 года Василий Петров встретился с Иваном Осиным на парковке торгового центра. За покровительство предприниматель передал офицеру 80 тысяч рублей. Когда Осин взял деньги, его тут же окружили сотрудники ФСБ. Тогда-то пойманный с поличным коррупционер и сознался, что деньжата предназначались его руководителю.
Иван Осин согласился участвовать в оперативном эксперименте и в тот же день принёс деньги шефу, который даже не подозревал о ловушке. Передача взятки состоялась в личном кабинете подполковника. Как только банкноты оказались у Митрошина, на его руки были надеты наручники. Заместитель Осин также был арестован.
13 марта 2019 года в Центральном районном суде Новокузнецка состоялось слушание. На нём должны были определить, где будут дожидаться своего приговора Иван Осин и его руководитель Пётр Митрошин, подозреваемый в совершении преступления, предусмотренного п. «а» ч.5 ст. 290 УК РФ (Получение должностным лицом взятки, совершенное группой лиц по предварительному сговору). Наказание, кстати, по этой статье составляет от 7 до 12 лет лишения свободы.
Следователь по особо важным делам СК Кемеровской области Дмитрий Кивалов пояснил суду, что на время расследования Митрошин должен быть заключен под стражу. По той причине, что оставаясь на свободе подполковник может воздействовать на свидетелей преступления и своих подчинённых или же вообще скрыться от следствия.
Арестованному подполковнику показалась такая мера суровой.
— Уважаемый суд, ваша Честь, я прошу избрать меру наказания на более мягкую. Я готов уволиться из органов внутренних дел и не оказывать на органы следствия никакого воздействия. Я готов сотрудничать, я готов всячески помогать следствию, – обратился Митрошин к суду. – Учитывая состояние моего здоровья, я не собираюсь покидать Новокузнецк.
Примечательно, что один из свидетелей защиты также ратовал за смягчение меры пресечения. Чтобы Митрошину назначили домашний арест, он даже предложил внести за него залог – 1,5 миллиона рублей. Однако суд отклонил ходатайство и отправил Петра Митрошина на два месяца в СИЗО. По истечении этого времени подполковник был отправлен под домашний арест.
Судебное разбирательство по делу подполковника-взяточника в Центральном районном суде города Новокузнецка началось 10 февраля 2020 года. Согласно информации на официальном сайте ведомства, восемь раз заседание было отложено из-за болезни обвиняемого или по иным причинам.
Наконец, 21 мая 2020 года приговор был оглашен. Суд назначил Петру Митрошину 2 года 6 месяцев колонии строгого режима. Кроме того, подполковник должен выплатить штраф в размере 2,5 миллионов рублей. Бывшему руководителю ОГИБДД также в течение двух с половиной лет запрещено занимать должности на государственной службе, органах местного самоуправления.
(Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены)