Интеллектуальные системы управления освещением становятся обязательным атрибутом дорожных инноваций. Разбираемся, каким модернизациям подвергается свет, заливающий проезжую часть.
Обустроенные современным искусственным освещением автомагистрали наши водители ассоциируют с комфортом и безопасностью. Правда, такая идиллия не по всему пути. И не везде…
В СВЕТЛЫЙ ПУТЬ, ДРУЗЬЯ
С приходом осени и сокращением светового дня тема освещения автотрасс особенно актуальна. Попробуем разобраться, с чем страна подходит к сезону «длинных ночей».
Статистика не умиляет, но и не удручает: ежегодно только федеральная дорожная сеть, в среднем, прирастает на 400, а иногда и больше километров новых линий освещения.
В 2020‑м будет не меньше. Правда, на фоне 53 000 км ее автомагистралей это очень мало. Многие эксперты склоняются к мнению, что полная электрификация автодорог в условиях России ни к чему. Особенно в глубинке, где транспортный трафик по тайге, тундре или где-то в сопках «у самого синего моря» мизерный, а плотность населения составляет менее 5 человек на квадратный километр. Для сравнения: в Московской области по состоянию на 1 января 2020 года на каждом квадратном километре теснилось 173,5 человека. Соответственно, дорожная сеть в пристоличном регионе, как и вблизи любого города-миллионника, краевого или областного центра, густо разветвленная, а потоки легковой, пассажирской и грузовой техники очень интенсивные.
Потому продлевать световой день или восполнять недостаток света в зимнее время и межсезонье за счет искусственного освещения в первую очередь нужно на дорогах с большим транспортным трафиком.
В настоящее время общая протяженность линий электроосвещения федеральной дорожной сети составляет 9510 км.
Если выстроить все опоры с фонарями освещения в одну линию, то это даже больше, чем расстояние от Брянска до Владивостока (9310,9 км). Практически освещены все крупные мосты и путепроводы, не забыты сложные дорожные развязки, подъезды к крупным населенным пунктам, участки трасс с высокой интенсивностью движения, обходы городов и т. д.
Сетовать на то, что в Евросоюзе дорожная сеть совсем «офонарела», некорректно. Во-первых, там от города до города рукой подать, можно сказать, в шаговой доступности. Во-вторых, плотность населения на территории ЕС составляет 108 человек на 1 кв. километр. В России на такой площади живет всего 8,5 человека, а за Уральским хребтом или где-то в северных регионах и того меньше, а дороги между городами тянутся на сотни, а кое-где и на тысячи километров.
Если в прошлом году на установку освещения из Федерального бюджета России было освоено 4,5 млрд руб., то в 2020 году эта статья расходов превысила 5,5 млрд руб. Вся сумма, как заверили журнал «Автопарк» в «Росавтодоре», будет освоена: в условиях принятых мер по борьбе с коронавирусом работы идут в соответствии с графиком, а дорожные службы отнесены к непрерывно действующим предприятиям. Оттягивать с вводом объектов или тормозить их строительство не позволено: 40 % наездов транспорта на людей происходит именно в темное время суток. К таким выводам по результатам исследования пришли аналитики РосдорНИИ.
К слову, их коллеги из Минтранса Германии отметили позитив от освещения дорог. Как оказалось, статистика ДТП с пешеходами на освещенных автомагистралях снизилась на 68 %, летальных исходов стало меньше на 45 %, количество аварий, в целом, упало на четверть.
Россия по обустройству автомагистралей искусственным освещением наращивает темпы. В 2019 г. в рамках комплексного обустройства федеральных дорог построено более 700 км линий освещения. Охвачено более двух сотен населенных пунктов, отдельные мосты и путепроводы, развязки, автобусные остановки и пешеходные переходы. В настоящее время разработан План мероприятий на 2020‑2025 годы по устройству стационарного электрического освещения участков автомобильных дорог общего пользования, проходящих через населенные пункты. К примеру, Ульяновская область на таких участках федеральных дорог в этом году построит 14 км освещения. На сегодняшний день тамошняя суммарная протяженность освещенных участков федеральных дорог — 80,2 км.
В 2020–2022 годах постройка элементов искусственного электроосвещения также будет выполнена на 2854 участках вне населенных пунктов, среди которых кольцевые пересечения, автобусные остановки, пешеходные переходы и локальные пересечения. При этом упор на всех новых объектах делается на интеллектуальные системы управления освещением и экономичные лампы.
СВЕТИТ И ДАЖЕ ГРЕЕТ
Сразу уточним, что хорошее освещение и душу греет, и настроение поднимает, и безопасность дорожного движения повышает. Заливающий проезжую часть свет разный по цвету, поскольку на федеральных трассах можно встретить как газоразрядные (металлогалогенные и натриевые лампы высокого давления), так и светодиодные светильники. Правда, в последнее время из-за экономии электроэнергии и снижения затрат на ее оплату идет постепенная замена газоразрядных ламп на LED, то есть светодиодные.
Во-первых, такой светильник потребляет в два раза меньше электроэнергии. Он долговечнее, выдерживает до 100 000 часов эксплуатации, то есть 4167 суток или 11,3 года непрерывной работы. На протяжении всего ресурса светодиодный дорожный фонарь сохраняет отличное качество освещения и мощность светового потока. Вытесняемые газоразрядные лампы ДРЛ с инертным газом в колбах со временем «садятся», имеют в 8 раз меньший ресурс, натриевые лампы — в 4 раза, а галогенные аналоги — в 15–20 раз.
Есть еще один постулат привлекательности: полупроводниковые источники света после выработки своего ресурса не требуют специализированной утилизации, поскольку в их конструкции нет ртутных и других токсичных включений. Если лампа накаливания свыше 90 % потенциала теряет на нагревание, то магистральный светодиодный светильник имеет 98 % КПД. Приплюсуйте сюда еще экономический эффект от интеллектуальных систем управления освещением, которые стали обязательным атрибутом дорожных инноваций.
К примеру, в Брянской области восемь участков федеральной трассы М-3 «Украина», обустроенных светодиодными светильниками, приросли интеллектуальной системой управления. Она учитывает климатические условия, автоматически подстраиваясь под меняющуюся погоду, надвигающиеся сумерки, рассвет и при малейших признаках ограничения видимости без вмешательства человека, даже днем в условиях низкой облачности над данной местностью и осадков, озаряет дорогу светом от фонарей LED.
Здесь уместно подчеркнуть, на какой именно уровень освещенности реагируют датчики интеллектуальной системы. Специалисты дорожной службы в официальном ответе редакции написали: «Если днем при низкой облачности или вечером естественная освещенность снижается до 20 лк, то свет включается. В утренние часы аппаратура настроена иначе. Когда на пороге ночи и рассвета естественная освещенность повышается до 10 лк, то светильники отключаются».
Диспетчер центрального пункта управления АСУДД того или иного Упрдора может производить корректировку, регулировать яркость освещенности дорожного полотна исходя из ситуации. Расстилающийся по поверхности проезжей части яркий или приглушенный свет дискомфорта водителям ни в легковых машинах с низкой посадкой, ни в магистральных грузовиках или автобусах с более высоким постом управления не привнесут.
Современные светодиоды излучают хотя и мощный, но в любом случае мягкий свет, спокойный и практичный для человеческих глаз.
Средний интервал между опорами составляет 40 метров. За отправную точку упомянутое расстояние брать нельзя, поскольку опоры могут иметь разную высоту, стоять как за пределами обочины, так и посреди разделительной полосы, иметь один или несколько светильников. Соответственно, расстояние между ними может колебаться. Все это определяет ГОСТ 33176‑2014 с конкретной привязкой проекта и техзадания непосредственно к месту будущего объекта. Впрочем, водитель об этом не знает и о закулисных производственных методиках никак не задумывается, так как для него важнее иметь комфортные дорожные условия.
СВЕТИ, СВЕТИ ЯСНО…
И будут светить, если это проплачено. На редакционный запрос в «Росавтодоре» ответили, что стоимость освещения трассы зависит от потребляемой мощности. В среднем освещение всех автомобильных дорог общего пользования федерального значения обходится в 3 млрд рублей в год. Оплата проводится за счет средств Федерального бюджета, ни копейки из казны муниципалитетов, по территориям которых проходят обустроенные искусственным освещением участки таких дорог, не тратится.
Энергия от солнечных батарей, конечно, дешевле, но альтернативные источники освещения на федеральных трассах в настоящее время используются мало. Как бы мы этого ни хотели, но Россия северная страна и для желаемого обеспечения трасс электричеством от солнца требуется размещение избыточного количества солнечных панелей и оборудования хранения электрической энергии. Причин много. Во-первых, из-за недостаточной инсоляции (облучения поверхностей солнечным светом) батареям требуется для зарядки нужной емкости продолжительное время. Во-вторых, такое оборудование и его обслуживание имеют высокую стоимость, которая зависит от мощности солнечной батареи и количества потребляемой энергии.
Однако некоторые позитивные наработки имеются. Лучше всего автономные источники питания внедряет примыкающая к Монголии Республика Бурятия.
К слову, в ФКУ Упрдор «Южный Байкал» редакции подчеркнули, что «…природно-климатические условия Бурятии идеально подходят для использования как солнечной энергии, так и ветровой». Внедрение подобных инноваций там ведется с 2014 года. Заметим, это приятные исключения, в целом же по стране освещение автодорог осуществляется за счет подключения к сетям ЛЭП.
По состоянию на 1 сентября 2020 года самой «офонаревшей» дорогой России является федеральная трасса М-10 «Россия» Москва – Тверь – Великий Новгород – Санкт-Петербург: на протяжении всех ее 762 км стоят опоры освещения, на которых размещено 28 406 светильников LED. Ничего подобного в стране нет.
Самой красивой системой освещения в России славится мост через пролив Босфор на остров Русский во Владивостоке. Его вантовые канаты в темное время суток расцвечены российским триколором. Проезжая часть получила оптимальный по яркости и цвету световой поток, который не слепит водителей наземного транспорта и рулевых морских судов. Световая среда создавалась с учетом сложных климатических условий, сейсмической активности, перепадов температуры и других факторов. Там используются светодиодные светильники специализированной серии IntiLINE marine компании IntiLED.
Крымский мост через Керченский пролив по световому решению тоже попал в рейтинг красивейших транспортных объектов с удачной интегрированной в наземно-морскую среду магистральной и декоративной подсветкой. На автомобильной части сооружения установлено 1092 мачты освещения, из них 14 стоят непосредственно в зоне арки. На железнодорожной части — 2479, из них 36 — на арке.
В архитектурной подсветке моста задействовано 2000 светодиодов. Непосредственно рабочую зону моста освещают натриевые лампы высокого давления с электромагнитным пускорегулирующим аппаратом. Такие лампы пришлось использовать из-за их контрастного освещения объекта в любых погодных условиях, что особенно важно для автодороги через Керченский пролив, где густые туманы явление частое. И это оправданно: безопасность — превыше всего.
НЕ СВЕТОМ ЕДИНЫМ…
Как бы дорожники ни старались, но даже самым красивым и полным искусственным освещением дорог обеспечить безопасность движения не получится. Это — лишь часть комплекса мероприятий, куда еще входит устройство шумовой разметки, барьерное ограждение и т. д.
Все перечисленное и многое другое в целом и обеспечивает комфорт: едущий по любой освещенной трассе водитель меньше напряжен и чувствует себя более защищенным безопасной дорожной обстановкой. Это снижает аварийные риски и, понятное дело, уменьшает количество ДТП. Жалко, что таких мест на российских автомагистралях не просто мало, а очень мало…
фото: автора и пресс-службы «Росавтодор»