Восточная Европа надеется, что коронавирус и Суд ЕС помогут ей отстоять перед Брюсселем интересы национальных автотранспортных компаний.
Все страны Балтии подписались под открытым письмом-протестом против принятого Европарламентом "Пакета мобильности", который помешает восточноевропейским автотранспортным компаниям работать в западных странах альянса.
Но жалобу в Суд Евросоюза подала пока только Литва.
Опубликованное в Брюсселе коллективное послание подписано отраслевыми министрами Болгарии, Кипра, Эстонии, Венгрии, Мальты, Латвии, Литвы, Польши и Румынии и призвано защитить интересы национальных автотранспортных компаний, слишком успешно работающих на западе континента.
Брюссель вопреки протестам Восточной Европы ранее утвердил пакет новых требований к автотранспортным компаниям и, в частности, к условиям труда водителей-дальнобойщиков.
Правила ограничивают продолжительность и частоту каботажных рейсов, требуют равной оплаты труда водителей, их обязательного регулярного возвращения в родные страны как минимум раз в три-четыре недели и обязательного ночного отдыха вне кабин их большегрузов.
То есть решения Брюсселя выглядят гуманными и справедливыми по отношению к водителям фур.
Кто же будет возить больным лекарства
Но с точки зрения стран Центральной и Восточной Европы, а также островных государств альянса, именно в этой части "Пакет мобильности" создает неравенство.
Он нарушает права их транспортных компаний, которые в результате не смогут тягаться с западноевропейскими конкурентами из-за резкого увеличения расходов на рабочую силу.
"Не должно быть согласия с решениями не только протекционистскими, но и несовместимыми с законодательством Европейского союза, ограничивающими свободу предоставления услуг на Едином рынке ЕС", – возмущаются в своем послании министры.
"Общая транспортная политика остается неотъемлемой частью Единого рынка с момента создания ЕС и закреплена как таковая в учредительных договорах ЕС", – пишут они.
"Вопреки этому, недавно принятый "Пакет мобильности I" наносит ущерб автотранспортным предприятиям ЕС, представленным в основном малым и средним бизнесом", – утверждается в послании.
"Нельзя отрицать, что "Мобильный пакет I" был подготовлен в совершенно другой социально-экономической реальности, до (пандемии) COVID-19", – утверждают подписанты.
"Положения "Мобильного пакета I" будут препятствовать эффективному функционированию цепочек поставок в то время, когда своевременная доставка стратегических товаров, таких как лекарства, особенно важна", – заключают министры.
Надо сказать, что явление миру коронавируса создало для политиков и в первую очередь для европейских политиков и лидеров разного уровня, уникальную возможность обосновывать свое согласие или несогласие практически по любому вопросу условиями пандемии.
Образно говоря, условиями такого состояния общества и экономики, когда все всерьез напуганы и как бы едины перед лицом общей беды.
"Сейчас, когда все мы, не жалея сил и средств, боремся с последствиями COVID-19, было бы неверно" – и далее уже можно развивать собственно тему дискуссии.
Будь то распределение бюджетных средств или, как в данном случае, условия труда водителей-дальнобойщиков.
Любой общественный деятель, вовремя не вставивший в свое послание упоминание о вирусе и не попытавшийся ну хоть как-нибудь увязать его с темой обсуждения, обречен, вероятнее всего, на критику.
Восточная Европа прежде, еще до того, как о пандемии вообще стало известно, высказывала свое несогласие с намерением Западной Европы и ее профсоюзов водителей ограничить для автотранспортных компаний восточных регионов альянса возможности свободно работать на всей территории континента.
Но пандемия добавила теме драматизма, и в совместном послании она прозвучала практически так: "Вы что же, не хотите, чтобы лекарства умирающим доставлялись как можно быстрее?".
Однако аффектированный стиль послания кажется в этом случае лишним.
Во всяком случае, на крупный бизнес он точно не подействует. А автотранспортные перевозки в Европе – это очень и очень большой бизнес, поддерживаемый еще и чрезвычайно богатыми и влиятельными профсоюзами.
Президент Макрон обещал своим избирателям
Эстонские, литовские, польские или болгарские фирмы посылают своих водителей фур возить грузы по Франции, Нидерландам или Германии, работая за меньшие, чем их западноевропейские конкуренты, деньги и доставляя заказы быстрее за счет меньшей "избалованности" своих водителей.
Которые ради относительно высоких для их стран заработков готовы отдыхать в пути с меньшим комфортом, питаться консервами и месяцами не возвращаться домой.
И это, конечно, не может нравиться французским и немецким профсоюзам, транспортным компаниям и, следовательно, политикам, полагающимся на их голоса избирателей.
Восток винит в неприятностях своих автотранспортных фирм, прежде всего, президента Франции Эммануэля Макрона, который в ходе предвыборной кампании обещал уравнять конкурентные способности автотранспортников, найдя управу на восточноевропейских водителей.
То есть, заставив их работодателей платить им и заботиться об условиях их труда так же, как это делают западноевропейские конкуренты. Что практически лишает "восточников" или тех же киприотов и мальтийцев заинтересованности работать в западных регионах Евросоюза.
Истцы решили "утопить" Брюссель в судебных исках
Министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас еще в начале августа заявлял о готовности правительства страны оспорить ряд положений "Мобильного пакета" в Суде ЕС.
Но, в отличие, например, от Литвы и нескольких других государств Восточной и Центральной Европы, а также Кипра и Мальты, Таллин и Рига до сих пор этого по каким-то причинам не сделали. Хотя по-прежнему грозятся.
Предполагается, что они присоединятся к кому-либо из истцов (надо думать, к Литве), пытающих каждый по-отдельности оспорить новые директивы в Суде правосудия Евросоюза.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.