В СССР автомобиль был самым желанным приобретением для каждого жителя страны.
Чтобы накопить на машину требовались долгие годы. Покупка личного транспорта была ярким событием в жизни советской семьи. Все, что было связано с автомобилями, было тогда окутано романтикой. Предлагаем вспомнить отличные советские картины про «стальных коней».
«Директор» (режиссёр Алексей Салтыков, 1969 год)
Эта картина, посвящённая становлению советского автопрома, впервые была показана зрителям в апреле 1971 года. События фильма происходят в самом конце гражданской войны. Матрос Зворыкин становится директором автомобильного завода. Перед ним стоит серьёзная задача – организовать выпуск первого советского серийного автомобиля. Он посещает Америку, учится у самого Генри Форда, а позже участвует в международном автопробеге в пустыне, чтобы доказать всему миру, что в Советском Союзе умеют делать отличные машины. Съёмки этого фильма были омрачены трагедией – во время выполнения опасного трюка, а именно прыжка автомобиля с бархана, погиб актёр Евгений Урбанский. Он отказался от помощи каскадёра и сел за руль сам. На самой вершине холма артист потерял управление, автомобиль взлетел в воздух и ударился передними колёсами об песок. 33-летний Урбанский скончался в бухарской больнице от многочисленных травм.
«Мировой парень» (режиссёр Юрий Дубровин, 1971 год)
Главный герой фильма – советский инженер Виктор Логинов, который вынужден заменить заболевшего гонщика во время крупнейшего международного авторалли. Он смог доказать всему миру, что советские грузовики могут составить конкуренцию автомобилям иностранного производства. Гонщику-новичку пришлось пройти через много испытаний, чтобы добиться поставленной цели. Наивного, но отважного Логинова в исполнении Николая Олялина советские зрители очень полюбили. Разумеется, фильм был снят по государственному заказу, однако такого рода пропаганда не раздражает – фильм, напротив, заставляет гордиться собственной страной и людьми, которые в ней живут и работают.
«Ралли» (режиссёр Алоуиз Бренч, 1978 год)
Лента латвийского режиссёра Бренча рассказывает детективную историю. Во время международного ралли пилот обнаруживает, что в двери его автомобиля спрятана картина, похищенная из Рижского художественнного музея нацистами во время войны. Подозрение падает на штурмана, однако вся правда об этом произведении искусства откроется чуть позже. Кино снято в редком для СССР жанре – спортивный детектив. Кинематографисты работали над фильмом во время ралли «38-1 рейд польский». Эти гонки были одним из этапов масштабных соревнований за Кубок социалистических стран по автоспорту. Режиссёр хотел снять картину, которая по стилю напоминала бы документальный фильм. Именно поэтому в «Ралли» было включено множество эпизодов, которые были отсняты во время той гонки.
«Гонщики» (режиссёр Игорь Масленников, 1972 год)
Главные роли в этом, пожалуй, самом известном советском фильме об автоспорте, исполнили Евгений Леонов и Олег Янковский. Артисты сыграли гонщиков, между которым разгорелся нешуточный конфликт накануне серьёзных соревнований. В результате экипаж распался, и спортсмены на старте оказались в разных машинах. Перед создателями фильма были поставлены, помимо художественных, рекламные задачи, а именно – презентовать экспортную модель знаменитого советского автомобиля «Москвич-412». Во время съёмок «Гонщиков» Янковский и несколько членов экспедиции попали в аварию – автомобиль, на котором ехали кинематографисты перевернулся. На актёре загорелась куртка, а его коллеги вылетели из машины на дорогу. К счастью, никто из участников этой аварии никаких серьёзных травм не получил. После окончания съёмок картины, Евгений Леонов порекомендовал режиссёру «Ленкома» Марку Захарову присмотреться к талантливому молодому актёру из Саратова – Олегу Янковскому. На площадке между Евгением Павловичем и Олегом Ивановичем завязалась крепкая дружба.