Александр Рыжков — руководитель независимого профсоюза «Перевозчики Белогорья» рассказал о проблемах грузоперевозчиков. Дальнобойщики столкнулись с повышением цен на топливо, проблемными путевыми листами, многочисленными весовыми рамками при отсутствии весов для самих машин.
- Александр, какую бы проблему вы обозначили первой, если бы вас попросили вкратце рассказать о трудностях грузоперевозчиков в Белгородской области?
- Ежегодное усиление налоговой нагрузки. Нам придумали «налог Ротенберга» — платон. Первые два года стоимость платных дорог по всей стране нам компенсировали за счёт транспортного налога, чтобы народ сильно не возмущался. Потом же сказали: «Нет, ребята. Вы платите и транспортный налог, и оплачивайте платон — платные дороги, и платите за ИП, и заплатите очень большой налог, который заложен в топливе». Транспортный налог в Белгородской области стоит на уровне с Москвой.
- А что не так с топливом в регионе? Или это проблема всероссийская?
- По топливу у нас область практически впереди планеты всей. 48 рублей 50 копеек стоит дизельное топливо в Орле. Но там есть сеть альтернативных заправок: за наличные деньги можно найти дизель до 36 рублей. Все остальные области, даже Курская область, уже снизили до 47,9 рубля. А у нас дизель уже дороже 95-го бензина. Можно сказать в таком случае: «Ну ездите туда заправляться!» Но я же не всегда проезжаю Курск, Орёл. А если сравнить с Казахстаном, то у них вообще по 26 рублей наше российское топливо.
- Почему в Белгородской области такое дорогое топливо и почему об этом стоит переживать всем, а не только дальнобойщикам?
- А потому что такая логика: «Зачем брать с богатых? Мы возьмём с бедных. Со всех понемножку, ведь их у нас больше, чем богатых». Наша область демпингует перевозчиков, если опять-таки посмотреть на цены в других регионах. Я по 48 рублей заправился, а кто-то — по 36. Значит, он сэкономил, заработал больше. Что такое грузовой транспорт? Это кровоснабжение всей страны.
Люди рассуждают так: «Ну подорожало топливо, ну и ладно». Но вы же поймите, что вместе с ним подорожают продукты, любая продукция, стройматериалы.
Всё будет дорожать от семи до восьми ступеней. Топливо заложено в доставке сырья, доставке упаковки, переработке и обработке — во всём.
- Если вы говорите, что грузоперевозки — это кровоснабжение всей страны, то это огромные объёмы работы! Неужели нельзя компенсировать лишние 5 рублей за топливо количеством заказов?
- В Белгороде намного меньше стало работы. Промышленность не развивается, даже если взять большие заводы. Есть заводы, которые ещё на плаву, но мы значительно больше раньше возили по всей стране. 10 лет назад в день грузились 70–80, а порой до 100 машин. Сегодня это 5–6 машин в день, максимум 10. Эти заводы выжившие заставлены продукцией, а реализации нет.
- Дело только в налогах и нехватке работы?
- Нет, конечно! Ещё платные дороги. Мне довелось неделю назад проехать по платной дороге в Смоленской области. Стоит это 880 рублей, а протяжённость порядка 55 км. По той дороге проехать… Надо, чтобы мне приплатили за это. Она настолько убитая, настолько ужасная! Очень много у нас теперь платных дорог. Например, М-4 от Москвы до Краснодара. Она стоит баснословных денег. Чтобы доехать от Богучар до Краснодара и вернуться назад, надо 2760 рублей. Так это по скидке!
Кроме того, сейчас закрыли Москву, куда из Белгорода в основном товары вывозили. Сейчас вокруг столицы построили платную 107-ю магистраль. Её нужно окупить. Для этого нужно закрыть МКАД, чтобы машины не заезжали ночью. Днём-то уже давно закрыто. Нужно, чтобы все ехали по 107-й. А если все туда ринутся, будут пробки и кто-то всё равно поедет по «платке». А пропуск стоит не менее 30 000 рублей.
- Но ведь фуры значительно влияют на состояние этих самых дорог. Их приходится чинить. Всё равно считаете, что платные участки неоправданно дорогие?
- Я вас умоляю! Начиная с 2015 года все кричат и трубят, что фуры разбивают дорогу. Заезжайте в любой двор и смотрите. Я, например, на улицу Конева в Белгороде заехал. Там ремонт и ямы по колено. Фуры разбили? Они не заезжают туда. Другой вопрос: едешь по федеральной трассе, правая сторона разбита, левая более-менее, но оказалось, что в колею на дороге фура почему-то не помещается.
- То есть ущерб от грузовых машин преувеличен?
- Конечно! Маленьких машин много и это они делают колею. Также, например, шипованная резина намного вреднее для асфальта, чем фура. Как заявлял Соколов, давление на дорогу гружёной фуры в десятки и сотни тысяч раз превышает нагрузку от легковой машины. Но если взять простые математические вычисления, фура со своим весом и пятном контакта по колёсам превышает нагрузку по сравнению с легковушкой всего лишь в три раза. И это при полной нагрузке! А мне как хозяину машины неинтересно везти полную загрузку. Я, если повезу лёгкий груз, сэкономлю на топливе.
- Когда мы созванивались, вы говорили что-то о путевых листах. В чём проблема? Они же были всегда.
- Сейчас идёт усиление законодательства. Есть у нас приказ Минтранса № 368. Из-за этого образовалась новая проблема. Раньше можно было с путевым листом из дома выехать и вернуться домой. Сейчас в соответствии с этим приказом путевой лист выдаётся от места погрузки до места выгрузки. То есть я должен куда-то приехать и пройти там профосмотр. Я понимаю, когда большой город — это один вопрос. Другой вопрос — выгрузился, допустим, в Новороссийске, поехал загрузиться (товаром) на 30 млн рублей. А где я должен оставить машину, найти механика, который проведёт техосмотр? И где найти медика, который меня осмотрит, чтобы мне дальше двигаться?
- Так вы противник такой системы путевых листов, когда тех- и медосмотр приходится проходить настолько часто?
- Нет, я не противник этих путевых листов. Нормальные перевозчики, которые себя чувствуют в белой зоне закона, так давно делают: заключили договоры с медиками и механиками. Раньше ведь как было? На ИП можно было «путёвку» на 30 дней выписывать. Пошёл водитель, прошёл медика и механика, а потом 30 дней колесит. Всю Россию может объехать. Но непонятно, что с ним случилось через неделю или через две. Может, он напился или заболел. Я уже давно беру «путёвку» на каждый рейс. В среднем, 4–5 «путёвок» в месяц приходится брать. Зато никто тебя ни за что не накажет. Проблема ведь не в этом, а в том, где их сделать — эти путевые листы.
- Вы куда-то обращались, поднимали проблему путевых листов?
- Члены профсоюза обращаются, очень часто звонят, если какие-то есть конфликтные ситуации. У меня была два месяца назад беседа с работником Ространснадзора из Краснодарского края. Он сказал: «Я ничего не знаю. Есть закон, который принял Минтранс. Его надо исполнять». Хорошо, но как же быть, если машина приехала в какую-то нецентральную часть России — деревню, совхоз, колхоз? Всё равно же доставляем и сельхозтехнику, и корма. Где там взять механика? Ладно, медика. Но где пройти механика? Инспектор сказал, что в каждом колхозе он есть. Но как он проведёт техосмотр евротягача, если он не знает его устройства? Он, может быть, тракторам проводит техосмотр. Никого это не интересует. Я пришёл к инспектору ДПС и спросил: «Я приехал позавчера в Липецкую область, в деревню. Там три дома стоят и производство. Привёз груз, выгрузился. Мне надо до ближайшего города переехать 120 км. Где я должен взять путевой лист? К конюху пойти?» А за отсутствие техосмотра — 30 000 рублей штрафа, как и за отсутствие медосмотра. Если путевого листа нет — 100 000 рублей штрафа заплатишь. Для кого такие законы пишутся? К этому же ещё и проблема весовых рамок добавилась.
- А какие проблемы у белгородских перевозчиков с весовыми рамками?
- У нас в области и везде смонтировали весовые рамки — автоматические весы. Я на заседании городской и областной думы нашей был, вёл разговор. Много рамок, камер, превратили область в полицейское государство — это ладно. Но ни одних весов нет, чтобы водитель сам проконтролировал, когда его загрузили. Где весы для контроля осевой нагрузки?
- Весов для грузовых машин нет нигде вообще?
- Они есть, например, на Алексеевском молочном комбинате. У них персонально на заводе это делают, дают распечатку. Но у большинства этого нет. Приходится ставить дополнительное оборудование. И то, с допоборудованием у меня машину задержали в Таганроге. Я говорил, что у меня стоит манометр и показывает, что нет такой весовой нагрузки. Дошло до того, что меня задержали на целые сутки, мы вернулись, выгрузились и отказались везти груз, потому что нам вменяли нарушение. Штраф за нарушение осевой нагрузки от 150 000 до 450 000 рублей. Для некоторых перевозчиков это критическая сумма.
- Прописана ли установка этих весов в каком-то законе?
- Нет! В том то и дело: весовые рамки, я считаю, — это больше карательная мера. Если вы нашли рамки по 5-10 млн рублей, найдите и инструменты для того, чтобы можно было проконтролировать загрузку. Нет никаких весов в области, на которые водитель мог бы приехать, проверить свой автомобиль, получить распечатку и ехать дальше.
Допустим, тот же «Технониколь» в Воскресенске. Там стоят весы, дают распечатку по всем осям — сколько допустимо, сколько фактически нагрузка. Водитель выезжает, и даже если штраф придёт, он может обжаловать. В федеральном законе прописано, что превышение до 10% нарушением не считается. Но по опыту скажу, что около 16% только отсудили штрафы по перегрузу. А другие опустили голову и заплатили по 150 000 тысяч и больше. А бывает, что осевая нагрузка 10 300 тонн, а допустимая — 10 000. На федеральный закон указываю, что я до 11 000 тонн могу везти, а мне говорят: «Это уже с учётом коэффициента». С каким учётом? Как это работает? Ответить мне не может никто.
- За перегруз в ответе только грузоперевозчик? А как же предприятие, которое так нагрузило?
- А это ещё одна проблема. В Госдуме рассматривается вариант перекладывания полной ответственности за перевес на грузоперевозчика. На данный момент ответственность несёт и перевозчик, и грузоотправитель. Но хотят с грузоотправителя её убрать. А ему, по большому счёту, наплевать, как будет проходить погрузка. Ему главное, чтобы груз доставили. Много раз такое было. Я себе установил на машины допоборудование. Мы перед Новым годом загрузились в Питере, везли на посёлок Северный пробирки, пузырьки всякие.
Меня загрузили так, что вместо допустимых 10 тонн на ось нагрузка была 13,5.
И благо, что я заключал договор напрямик. Мы вернули машину, выгрузили и перезагрузили так, чтобы стало всё в норму. А другой бы заказчик сказал: «Мне всё равно, как ты довезёшь».
- С кем ещё, кроме прессы, вы общались по вышеперечисленным проблемам?
- С 2015 года я сотрудничаю с департаментом строительства. Вопросы поднимаются: какие-то решаются, какие-то нет. С весовыми и осевыми нагрузками вопрос висит до сих пор. Только с топливом мы пока не обращались. Да и губернатор у нас только появился, у него такой объём обращений! Если он даже сам к себе на приём не смог записаться, то что уж о нас говорить?
Создаётся впечатление, что у нас в области есть только рычаги, чтобы наказать. Но я не могу понять, для чего это всё делается.
Собрать деньги с перевозчиков или сохранить дороги? Наказать или предотвратить? Если предотвратить, то надо не допускать нарушения. Как? Поставьте весы на выезде из города!