Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве по вопросам развития грузового автотранспорта и межрегиональных грузоперевозок стал Андрей Ляпунов. Как предприниматель из Татарстана намерен защищать права столичных грузоперевозчиков?
Бизнесмен уже 20 лет стоит у руля Группы компаний «Союз-Регион», которая занимается поставками запасных частей, продажей и сервисным обслуживанием автомобилей КАМАЗ в Республике Татарстан и регионах Приволжского федерального округа.
Анна Горчакова: Андрей Владимирович, не так давно вы стали общественным Уполномоченным по защите прав предпринимателей в городе Москве по вопросам развития грузового автотранспорта и межрегиональных грузоперевозок. Расскажите ваши ближайшие планы? Как именно вы будете защищать права предпринимателей, занимающихся грузоперевозками?
Андрей Ляпунов: За годы руководства собственной компанией я накопил немалый опыт сотрудничества с государственными структурами. И именно им я буду руководствоваться на этом посту, перенося решение проблем грузоперевозчиков в правовое поле.
Главное для меня – это организовать плотное взаимодействие власти с грузоперевозчиками. Ни для кого не секрет, что все вопросы решаются в Москве. И очень часто проблемы малого бизнеса просто не доходят до «адресата».
Ведь зачастую в силу обстоятельств они могут показаться незначительными или просто не стоящими внимания. Но это не так, нами, нашей приёмной, будет услышан даже самый слабый голос предпринимателя, его боль и проблемы. Для этого в общественной приёмной, которая открылась 2 марта на базе нашего офиса в ТИНАО, мы создадим целый Союз грузоперевозчиков, куда смогут вступать не только маленькие перевозчики, но и целые объединения.
Мы будем давать юридическую консультацию, пойдём с проблемами предпринимателей в Государственную Думу. Ведь очень важно «играть» на законодательном поле. Только так можно мирно и эффективно решить проблемы отрасли.
И как я уже сказал, сейчас все вопросы решаются в Москве. Это нужно менять: открывать представительства в регионах и приглашать транспортные компании со всех уголков нашей страны вступать в наш Союз грузоперевозчиков. Это будет зона новых удобных для малого бизнеса правовых и налоговых отношений, которые будут реализованы за счет цифровизации.
Есть и другие планы. Создание логистических центров, в том числе складов и складов временного хранения. Обеспечение безопасности в грузоперевозках и содержание дорог, платных трасс, мостов, переправ. Помощь предпринимателям в экстренных ситуациях, к примеру, когда машина долгое время на простое в силу обстоятельств. Ведь для малого бизнеса такая ситуация может быть губительной.
Анна Горчакова: Вы строите успешный бизнес по грузоперевозкам в Татарстане. Как так вышло, что из татарстанского бизнесмена вы стали московским уполномоченным?
Андрей Ляпунов: Стремительно развиваясь в таком виде бизнеса, как транспорт, приходит понимание, что проблемы можно решить только путем объединения со своими коллегами. А Москва исторически занималась сплочением, ещё со времен объединения Руси. Поэтому, говоря грубо, я решил начать действовать и решать накопившиеся в отрасли проблемы.
Анна Горчакова: Вы сказали про объединение предпринимателей. Действительно, сейчас активно развивается тренд на создание союзов и объединений. Но насколько он долгоиграющий? Продолжат ли бизнесмены играть заодно или снова по одиночке?
Андрей Ляпунов: Конечно, продолжат! Предприниматели хотят быть готовы ко всему. Особенно после пандемии.
Малый и средний бизнес будет объединяться и дальше, ну или поглощаться крупными игроками рынка. Это нормально и не ново. Но, стоит уточнить, что сейчас тренд идет не только на объединение предпринимателей друг с другом. В этот раз бизнес объединяется ещё и с властью!
Анна Горчакова: «Союз-Регион» отличается от других компаний, тем, что работает исключительно на КАМАЗах и с КАМАЗами. Обычно отечественный автопром принято ругать, а вы строите на нём бизнес. Почему же вы используете именно КАМАЗы? Чем они удобны?
Андрей Ляпунов: Начнем с того, что я патриот своей страны и города Набережные Челны, радею за наш автопром.
С КАМАЗом я работаю много лет, и сейчас это вполне хорошая и современная машина. Несмотря на все шутки про эти автомобили, они заслуживают полного доверия. Более того, КАМАЗы удобны тем, что для них легко и быстро достать запчасти в России. Также не надо волноваться об их обслуживании – все условия есть.
Более того, помимо логистики наш бизнес включает в себя торговлю запасными частями КАМАЗ. В этом направлении мы уже работаем уже 20 лет. Всё под рукой. Опять же, минимум ожидания и волнений.
Анна Горчакова: Ваша компания владеет и сервисным центром, и гостиницей, и автомойкой, и магазином с запчастями, и кафе. Как вы совмещаете все эти сферы под своим руководством? Ищете специалистов и доверяетесь им или сами плотно изучаете каждое направление?
Андрей Ляпунов: И то, и то. Я руководитель – я обязан контролировать все направления работы, чтобы бизнес был успешен. А для этого нужно тщательно изучить все, чем занимается компания. Да и разобраться, какой нанятый тобой специалист плохой, а какой хороший без собственных знаний просто невозможно.
Я контролирую – специалисты работают. Но и я, и они должны быть профессионалами. Согласитесь, нет ничего хуже, чем «глупый» руководитель, которому нужно объяснять, чем ты занимаешься.
И стоит отметить, что перевозки не так далеки от той же гостиницы. Ведь последняя предназначена именно для перевозчиков, которых мы хорошо знаем и понимаем.
Анна Горчакова: Пандемия для многих стала крахом. Многие отрасли до сих пор не могут оправиться от убытков и потерь. Но что с логистикой? То грузовладельцы со слезами на глазах идут за отсрочками по платежам, то показывают рекордные показатели за последнее десятилетие. Можете прояснить ситуацию?
Андрей Ляпунов: Я считаю, что все падения, убытки или взлеты в нашей сфере зависят от «подушки безопасности» перед кризисом, долгосрочных контрактов, «продукта» перевозок, качества управления бизнесом и простого везения.
Нам так же, как и всем отраслям, было трудно. Среди основных проблем было снижение спроса на услуги перевозки, в связи с сокращением работ предприятий и отраслей. Но при этом, всё снова оказалось в руках тех, кто умеет приспосабливаться. Ведь те предприятия, что смогли быстро перестроить коммуникации с потребителем в онлайн-формат, почти и не пострадали.
Ведь грузы в любом случае перевозились - современный мир не может обойтись без логистики.
Стоит отметить, что пандемия нам дала и нечто хорошее. Например, уход с рынка недобросовестных перевозчиков и прозрачность бизнеса. Теперь все более честно и открыто, а это то, чего хочет любой хороший предприниматель для своей сферы.
Анна Горчакова: Сейчас самый острый вопрос в сфере логистики – сокращение времени доставки. Нынешний клиент не настроен ждать. Как этот вопрос решается в России и конкретно в вашей компании?
Андрей Ляпунов: Здесь надо понимать, что мы занимаемся именно автоперевозками. И в отличие от тех же самолетов, мы обязаны соблюдать правила дорожного движения, банально, обращать внимание на скоростной режим и светофоры. И многое, скажем честно, зависит не от нас и перевозчиков, а от качества и ширины дорог.
Но сейчас мы делаем по максимуму всё, что зависит от нас. К примеру, используем метод двух водителей, когда они сменяют друг друга в дороге. Также на определенной точке маршрута за руль садится водитель уже из другого региона. У нас автомобили по всей стране, и мы выбираем, где и на какую машину удобнее загрузить товар.
Анна Горчакова: Какие проблемы сферы всплыли на поверхность и какие появились новые после пандемии?
Андрей Ляпунов: Проблем всплыло много. Большинство из них напрямую связаны с тем, как изменился наш мир.
Самое банальное, это снижение платежеспособности наших клиентов. Людям нужно дешевле, но также качественно, как и раньше.
Порой, клиенты могли просто не платить. Конечно, на нашей стороне контракты, законы и обычное человеческое понимание – производителям было реально тяжело. Но сейчас все стабилизируется и те клиенты, к которым мы отнеслись с добротой и пониманием, теперь отплачивают нам тем же.
Мы также осознали свою зависимость от границ. Это было очевидно всегда, но прочувствовать все на практике – это другое.
Также мы должны были обеспечить нашим сотрудникам возможность работать на удаленке. Отсутствие микрофона или плохой интернет стали серьезной проблемой. Тут также стоит не забывать о человеческом факторе – о честности сотрудников и том, что нужны «приспособленцы», а их намного меньше, чем кажется.
Ну и сейчас проблемой стало соблюдение эпидемиологических норм. Это важно, но это требует тщательного контроля и больших затрат.
Анна Горчакова: Достаточно часто от вас можно услышать фразу: «Сейчас мир не покупателя, а выбирателя». Что вы имеете в виду?
Андрей Ляпунов: В наше время на каждый сегмент продукции есть огромное количество предложений, поэтому человек тратит время именно на выбор, а не на то, чтобы просто заказать услугу.
Если у заказчика появляются сомнения во время этого самого выбора, то мы их устраняем или предлагаем другой вариант. Даём максимально возможный ассортимент и свободу, подстраиваясь под каждого клиента индивидуально.
Для заказчика теперь важно не успеть купить услугу, а правильно её выбрать.
Анна Горчакова: Поскольку это интервью из серии «Визионеры современности», задам традиционный вопрос про будущее. Все говорят, что грузы будут доставлять с помощью дронов или роботов-курьеров. Что думаете вы на этот счет?
Андрей Ляпунов: Думаю, что наше ближайшие будущее – это электромобили и альтернативные источники питания. Уже сейчас в нашем автопарке четверть машин на метане. Дальше – больше. Но сам человек пока что останется активным участников процесса.
С другой стороны, не за горами беспилотные тягачи. КАМАЗ уже тестирует свои разработки.
А что касается дронов и роботов, пока все это будет развиваться в рамках городских доставок.
Безусловно, прогресс не стоит на месте, и дроны обязательно станут участниками магистральных перевозок. Но, надеюсь, к тому времени, у меня будет лучший парк с дронами (смеется).