← ЭДО, ИТ в логистике

Зачем работодатели следят за водителями

Эволюция сыграла с телематикой шутку, сделав ее идеальным решением для неидеального мира. Об этом свидетельствует исследование The Global Fleet Barometer 2020 международной лизинговой компании Arval.

Исследование, проведенное в Евросоюзе и ряде развивающихся стран, показало, что последние отличаются более высоким уровнем проникновения телематики в легковой и легкий коммерческий транспорт. Тройку лидеров образовали Бразилия, Турция и Россия, в которых соответственно 58 %, 54 % и 53 % автомобилей оснащены трекерами и сопутствующими цифровыми решениями. Для сравнения, в Германии и Австрии уровень проникновения составляет 23 % и 25 % соответственно. В целом, исследование подтвердило сложившееся мнение: популярность телематики выше в культурах с более низким уровнем доверия между работодателем и сотрудником. «Эта зависимость прослеживается в компаниях любого уровня, и в пассажирском, и в грузовом секторе», — комментирует результаты исследования Алексей Куликов, директор по стратегическому консультированию Arval.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

По словам Алексея Куликова, еще одно отличие между Евросоюзом и Россией заключается в причинах использования телематики. В то время как европейские компании применяют телематику для решения самых разных задач, для двух третей российских менеджеров цель одна: контроль местоположения и безопасности автомобиля на маршруте.

«В большинстве случаев самый значительный урон связан с ЧП в пути», — соглашается Татьяна Кузминова, руководитель службы транспортной логистики СДЭК.

На втором месте — слишком высокий расход топлива, этот пункт отметил 51 % участников опроса.

Замыкают топ-4 причин установки средств мониторинга транспорта — нарушения ПДД и небезопасная манера вождения, 46 % и 41 % ответов соответственно.

Большинство транспортных компаний в России все еще рассматривают телематику как средство административного контроля.

Итоги исследования комментирует Борис Паньков, генеральный директор Omnicomm. Разработчик телематических решений проводит собственное исследование в сегменте грузового автотранспорта и техники специального назначения, результаты которого во многом совпадают с выводами Arval.

«Как и десять лет назад, сегодня на первом месте — контроль горюче-смазочных материалов. Следующий, наиболее важный и для грузоперевозчика, и для получателя вопрос — это контроль местоположения и сроков доставки груза. Магистральным перевозчикам важно точное соблюдение сроков доставки и гарантии, что водитель не уйдет с маршрута», — подчеркнул Борис Паньков.

НЕ ДО ЭКОЛОГИИ

В России проблемы соблюдения сроков доставки и безопасности груза оказались настолько важными, что оставили в тени вопросы операционной эффективности и экологии. Так, если в странах Евросоюза функции контроля эффективности и экологичности перевозок используют 37 % и 25 % пользователей систем мониторинга транспорта, то в России — лишь 12 % и 4 % соответственно.

Популярность телематики выше в культурах с более низким уровнем доверия между работодателем и сотрудником.

Татьяна Кузминова предполагает, что причина — в незрелости российской культуры управления: «У части руководителей автопарков нет понимания, как измерять операционную эффективность и управлять ею». Во многих компаниях все еще наблюдается практика «ручного» управления. Еще одна вероятная причина заключается в невысоких требованиях клиентов.

Исследование Omnicomm также подтверждает выводы Arval: «Боль-шинство транспортных компаний все еще рассматривают телематику как инструмент контроля, а не соблюдения KPI и стратегического планирования, — комментирует Борис Паньков. — В частности, ни один из участников нашего исследования не сказал, что результаты его работы или работы сотрудников компании связаны с KPI. Думаю, это происходит от того, что в России проблемы хищений, трудовой дисциплины и кадрового голода все еще превалируют над проблемами эффективного менеджмента».

В ПЛАНАХ — БЕЗОПАСНОСТЬ

В то время как забота об экологии для большинства менеджеров отходит на второй план, на первый все более активно выходит безопасность движения. Уровень смертности от ДТП в России до сих пор один из самых высоких в мире: в год на 100 тыс. жителей приходится около 18,9 погибших в ДТП. «Несмотря на это, контроль безопасности оказался сегодня далеко не самой востребованной функцией, — отмечает г-н Паньков. — Пока что большинство компаний ограничиваются внесением изменений в политику безопасности предприятия. Однако тенденция к увеличению важности безопасности набирает обороты: все чаще наличие функции контроля безопасного вождения становится одним из обязательных требований со стороны заказчика».

Алексей Куликов дополняет это наблюдение, отмечая, что данный тренд сильнее проявляется в компаниях с большими автопарками: 71 % из них включает уроки безопасного вождения в курсы водителей, в то время как среди малых и средних предприятий лишь 35 % следуют их примеру. «Заметно, что чем крупнее компания, тем выше ее социальная ответственность», — заметил г-н Куликов.

Специалист надеется, что росту безопасности вождения поможет переход к интеллектуальным телематическим системам: «Технологии становятся все более ''человечными''. Будем надеяться, что использование искусственного интеллекта поможет добиться лучшего усвоения водителями простых правил безопасности, например запрета на использование мобильного телефона во время вождения».

По его мнению, пандемия закрепила интерес компаний к безопасности вождения на следующие 3–5 лет: «Спасибо ковиду, этот перерыв, как большая перемена, позволил компаниям немного передохнуть и, в частности, пересмотреть свое отношение к безопасности эксплуатации автопарка».

фото: TU Automotive

Роман Назаров