Грузовики массой свыше 3,5 тонны, идущие транзитом по МКАД, должны иметь пропуск, зарегистрированный в РНИС Москвы. Транспортный Армагеддон, которого так боялись перевозчики, начался...
Историю вопроса запрета движения грузовиков по МКАД официально принято связывать с сильными февральскими снегопадами зимой этого года. Буксующие на подъемах фуры, по словам столичных чиновников, буквально парализовали работу Москвы. «Что поделать, стихия», — заявляли должностные лица, засыпая столичные СМИ цифрами количества техники, которая боролась с заносами. Чтобы не повторять таких ошибок впредь, движение грузовиков свыше 12 тонн по МКАД запретили.
С апреля этого года и вовсе расширили рамки запрета по тоннажу, включив в будущую пропускную систему машины массой от 3,5 тонны. Старт ограничений, которые планируются пока сроком на один год, до февраля 2022 г., в итоге перенесли на май, затем на июнь. И вновь перенос – на 1 июля, но уже с этой даты запрет начал действовать в полной мере. В качестве альтернативы МКАД назначили платную ЦКАД, вступившую в строй большей своей частью перед Новым годом, буквально накануне, по сути, судьбоносных для перевозчиков снегопадов.
Трудности перевоза
Пускать грузовой транспорт в столицу по пропускам — решение не новое. На этот раз столичные власти постановили, что пропуска должны быть обязательно привязаны к региональной навигационно-информационной системе Москвы. РНИС не является каким-то нововведением, она есть примерно в половине регионов страны, однако система зачастую не выполняет своей главной функции — анализа и контроля транспорта на дорогах конкретного региона.
Единая региональная навигационно-информационная система Москвы создана в декабре 2013 г. Ее основная цель — взаимодействие навигационно-информационных систем управления транспортом столицы для создания единой точки доступа к мониторинговой и справочной информации о движении транспортных средств в Москве. Нельзя сказать, что столичная РНИС лежала мертвым грузом. С ее помощью управляли и управляют наземным городским пассажирским транспортом, который оснащен аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS согласно ФЗ Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 22‑ФЗ «О навигационной деятельности» и Постановлению Правительства Москвы от 03.12.2013 г. № 780‑ПП «О государственной информационной системе «Единая региональная навигационно-информационная система г. Москвы».
Теперь к системе решили подключить весь коммерческий транспорт, который перевозит грузы в Москву и по Москве. Можно было бы отслеживать ситуацию по старинке, по весьма многочисленным камерам слежения, но допускаю, что сводить данные из ЦОДД Москвы и АЦКН Ространс-надзора о грузовом трафике и наличии у машин разрешительных пропусков не стали. Для чего тогда РНИС?
Предъяви пропуск
К пропускной столичной системе у перевозчиков всегда было много вопросов. «Мы давно говорим о непрозрачности системы выдачи пропусков в Москве, — заявил президент ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. — Постоянно выкручивали руки не только мелким перевозчикам, но и компаниям, у которых большой автопарк. Пропуска отменяли без объяснения причин либо предлагали купить их. Цены доходили до 50 тысяч рублей!»
В качестве примера нормального взаимодействия между чиновниками и транспортниками он привел Санкт-Петербург. Там тоже введена пропускная система для въезда в город большегрузного транспорта. По оценке руководителя Ассоциации «Грузавтотранс», она без сбоев работает с 2014 года. К выдаче пропусков претензий нет, а для его оформления нужно гораздо меньше документов, чем в Москве.
«РНИС не сделает для перевозчика получение пропуска для въезда в столицу быстрее», — резюмировал Владимир Матягин.
С 1 июля разрешительные пропуска для большегрузов массой свыше 12 тонн на основе данных от РНИС будут двух видов: дневной (с 7.00 до 23.00) и ночной (с 23.00 до 7.00). К такой временной «тарификации» у перевозчиков тоже есть вопросы. При подаче заявления на пропуск владелец машины должен четко прописать маршрут следования автомобиля. Отклоняться от него нельзя. А если на пути пробки и другие дорожные катаклизмы? А если на маршруте несколько точек погрузки или выгрузки? Перевозчики опасаются, что машина, попавшая в пробку с дневным пропуском и не вовремя покинувшая город, будет считаться для РНИС нарушителем. Штраф за такое деяние уже определен — 5000 рублей.
Как заявил в конце апреля вице-президент Российского автотранспортного союза Валерий Алексеев, перевозчики не горят желанием платить штрафы за такие нарушения. По этому пункту транспортники и правы и не правы одновременно. На одну машину можно выписать дневной и ночной пропуска, но обоснование такого шага необходимо сделать еще более подробно и документально. То есть в нынешней ситуации на выдачу и согласование такого пропуска времени уйдет больше.
«Биржа грузоперевозок ATI.SU», опросив российских перевозчиков и экспедиторов, выяснила, что их подавляющее большинство уже несут потери от ограничений, которые власти Москвы ввели в марте этого года. До 42,5% опрошенных считают, что их бизнес серьезно пострадал из-за больших трудностей с оформлением пропусков при перевозках в Москву или внутри столицы. Немало среди недовольных тех, кто занимается транзитными перевозками. По оценке «Биржи грузоперевозок ATI.SU», 39,4% перевозчиков сообщили, что пытаются выстроить альтернативные маршруты, и это приводит к большим временным и финансовым издержкам.
Главной альтернативой МКАД стала платная Центральная кольцевая автодорога. Для транзитного движения в обход Москвы остаются две старые добрые «бетонки» — трассы А-107 и А-108. Почти на всем своем протяжении они представляют собой простые, и без того загруженные двухполосные дороги. Надо полагать, мелкие перевозчики вначале попытаются ездить по старым дорогам, если вообще не откажутся от доставки грузов в столицу и ближайшее Подмосковье. Кстати, столичные власти намекали, что перенос старта пропускной системы в мае было продиктован тем, чтобы все перевозчики, особенно небольшие, смогли зарегистрироваться в РНИС.
Крупные перевозчики, конечно, двинут на ЦКАД, однако они тоже подсчитали, что годовое пользование платной дорогой из расчета на одну фуру выльется в 700 тысяч рублей.
Зато полон оптимизма губернатор Подмосковья Андрей Воробьев, ведь магистраль с введением пропусков, завязанных на РНИС, станет более востребованной, чем сейчас. В одном из мартовских интервью подмосковному телеканалу «360°» он заявил: «Когда открывали дорогу, радовались: 40 тысяч транзакций было, как хорошо. Но в феврале их стало уже 80 тысяч в сутки, а сейчас — от 110 до 120 тысяч. То есть ЦКАД набирает обороты». Пока одни радуются, другие печалятся. Ряд экономистов уже отметили, что если перевозчики начнут возить грузы по ЦКАД, то цена его доставки может возрасти для производителей, а значит, и цены для конечных потребителей тоже повысятся. По мнению главы Ассоциации транспортных экспертов и специалистов (АТЭС) Тараса Коваля, новая разрешительная система пропусков для въезда грузовых автомобилей в Москву несет в себе серьезные риски для бизнеса: «Среди основных я вижу затруднение свободного перемещения товаров и услуг в отдельно взятом регионе, недобросовестную конкуренцию за счет непрозрачной системы выдачи пропусков. А повышение цен, вероятнее всего, будет связано не столько с дополнительными расходами перевозчиков, сколько с изменением баланса спроса и предложения на локальном столичном рынке».
Подключим всех
Основной негатив в адрес введения новой пропускной системы идет от того, что разрешение на работу затронуло огромную часть перевозчиков-частников, кто эксплуатирует среднетоннажные грузовики. «Кто у нас ездит на машине более 3,5 т? Частные предприниматели, — рассказал глава ассоциации "Грузавтотранс" Владимир Матягин. — У некоторых из них даже компьютера нормального нет, а им надо заполнить и отправить массу документов нового образца для подачи пропуска в Москву. У людей, по сути, отбирают хлеб». Но если частные перевозчики и найдут компьютер, от этого им легче не станет. Представитель компании, которая предлагает транспортным организациям свои услуги в подключении к РНИС, на условиях анонимности пояснил, отчего перевозчики противятся новой системе: «Частники в большинстве своем работают в черную, а для РНИС им надо будет легализоваться».
Самый простой и одновременно легальный способ противодействия новым требованиям состоит в том, что часть перевозчиков уже начинают отправлять товары в Москву на машинах грузоподъемностью менее 3,5 т.
В выигрыше здесь производители коммерческой техники, у которых в модельном ряду есть такие модели. Так, фургон Ford Transit полной массой 2,5 т в столичном регионе получил собственное имя — «Москвич». Однако затратный путь коренного обновления автопарка подходит не всем коммерсантам.
Как это делается
Чтобы зарегистрировать в РНИС автомобиль, нужно оборудовать его абонентским навигационным терминалом, ГЛОНАСС с трекером. Список устройств с программными прошивками для прямой передачи данных с терминала ГЛОНАСС в систему РНИС находится на сайте системы. У большинства водителей-частников из всего контрольно-измерительного оборудования подчас есть только смартфон с навигатором. Самый простой трекер стоит примерно 4000 рублей. Сюда входят трекер, программное обеспечение, резервный аккумулятор контроллера. А еще прибор потребует абонентской платы за передачу данных, приплюсуем еще 375 рублей ежемесячных платежей. Выезд специалиста для проведения всех работ тоже поднимет итоговую сумму. Все это не радует перевозчиков-одиночек.
Есть среди частников и стойкое убеждение в том, что трекер будет транслировать в РНИС некую конфиденциальную информацию. «Подключение к РНИС необходимо для того, чтобы государственные органы надзора за транспортом могли отслеживать настоящее местоположение автомобилей, — развенчал страшилку исполнительный директор компании "МониторингАвто" Сергей Скнарин. — С помощью РНИС будут отслеживаться только реальные маршруты грузовиков, их будут сравнивать с маршрутами, заявленными в документах на получение пропуска». Сергей Скнарин попутно дал ценный лайфхак тем, кто намерен установить трекер своими силами: «Трекер для машины стоит выбирать с учетом особенностей автомобиля. Я не рекомендую ставить на грузовики трекеры со встроенными антеннами. Как бы ни уверяли производители, факт остается фактом: связь и количество улавливаемых спутников трекера с выносными антеннами гораздо лучше». Он же посоветовал не пользоваться приборами, которые работают от прикуривателя, а выбирать ту компанию-установщика, которая осуществляет круглосуточную поддержку своего «железа». Главная выгода от подключения к РНИС, которую транслируют московские власти, — получение полного контроля над своим автопарком в режиме реального времени. Но на рынке сейчас полно перевозчиков, чей парк состоит из одной машины, а те, у кого «флот» большой, давно пользуются телематическими системами.
Вопросы IT-коммуникаций у крупных транспортных компаний давно решены при помощи телематики. В числе многих задач они решают и ту, которая поставлена перед перевозчиками властями Москвы: предоставление возможности отслеживания местоположения автомобиля.
Трудность здесь другого рода: не вся ранее установленная на машину телематика запросто коммуницируется со столичной РНИС. Подчас перевозчику приходится покупать новый трекер для системы, значит, опять незапланированные траты.
Если парк машин большой — большие траты. Хотя есть и обратные примеры. «В парке нашей компании есть грузовики с предустановленной телематической системой MAN Pride, — рассказал директор транспортной компании "Интра Логистик" Максим Козин. — От момента внесения данных до появления машин в системе у нас прошло три рабочих дня. Специалистам фирменной телематики мы лишь предоставили данные о своих машинах. Сигнал от бортовой телематики теперь идет и к нам, и в РНИС, причем все работы были проведены онлайн. Если грузовик не новый, надо смотреть, какое в нем установлено телематическое оборудование. У нас есть тягачи 2016 и 2017 годов выпуска. Они не оборудованы ни фирменной телематикой, ни штатной навигационной системой. На такие машины мы еще в те годы установили телематику от компании Omnicomm. Протокол передачи данных состыковался с теми, что передают данные о машине в РНИС. И тоже все прошло без проблем».
В Volvo Trucks подтвердили актуальность подключения фирменной телематики к РНИС. PR-менеджер Volvo Group Russia Олег Васильченко сообщил изданию следующую информацию: «В наших машинах установлена телематическая система Volvo Connect. РНИС ее на данный момент не поддерживает. Мы отправили заявку в Дептранс на добавление своего протокола rFMS. Как только РНИС его откроет, эта услуга автоматически станет частью телематического пакета Volvo Connect. Если грузовик оборудован системой ЭРА-ГЛОНАСС, можно обратиться к производителю оборудования, компании "Форт-Телеком", и активировать передачу данных». Для справки: затраты на апгрейд модуля ЭРА-ГЛОНАСС составляют примерно 3500 рублей.
В компании WABCO пока не видят проблем в адаптации своей телематики к инновационной пропускной системе. «Наш штатный трекер TX-Trailerpulse пока невозможно подключить к РНИС. Если будет такой запрос от клиентов, мы разработаем программу по его подключению за 2–3 недели», — пояснили в пресс-службе WABCО RUS.
Итак, три фальстарта начала работы системы пропусков в столицу явились своеобразной репетицией для участников рынка, чтобы они попытались приспособиться к новым правилам игры хотя бы в теории. Как пойдет дело у перевозчиков после передачи данных о себе в московскую РНИС, как новая пропускная система отразится на ассортименте и цене товаров в столичных магазинах, мы узнаем очень скоро. Возможно, это станет поводом для новых статей.