Многим людям работа дальнобойщика кажется романтичной. Хотя на самом деле она сопряжена с опасностями и большой ответственностью за своевременную доставку и сохранность груза, и за саму машину. Два года назад ряды водителей большегрузов пополнил 29-летний туймазинец Айдар Сафин.
Водить машину Айдар научился еще в подростковом возрасте. Выучившись в профессиональном лицее № 128 на автомеханика и сварщика, он некоторое время работал экспедитором на одном из торговых предприятий района. А два года назад парень подался в дальнобойщики.
За год работы в транспортной компании наш земляк объездил полстраны. Побывал в Финляндии и Казахстане, порыбачил на озере Васынглор на севере страны, купался в Финском заливе, на Байкале и в Волге. А главное – оброс друзьями. К одному из них, дальнобойщику из Ростовской области, он уже съездил в гости.
— Первый мой рейс был самым коротким – всего 1500 километров, – говорит Сафин. – Я заменил коллегу, которому был положен отпуск. В Казани принял у него фуру, заполненную проволокой, и отвез груз в Москву. Теперь же за рейс только в одну сторону я прохожу обычно до 9000 километров. Справляюсь, и мне такая работа очень нравится. Но дорога – вещь непредсказуемая, может случиться всякое. Спасает братство дальнобойщиков и 15-й радиоканал, которым пользуются водители большегрузов.
Как-то мне навстречу попался фургон, водитель которого уснул за рулем.
Я ему сигналил, пытался разбудить по рации, но он продолжал спать, а машина неслась на полном ходу. Услышав о случившемся по радиоканалу, к машине заснувшего дальнобойщика подъехали несколько фур. Пытаясь остановить неуправляемый фургон, они буквально притерлись к нему своими машинами.
Я сам однажды едва не заснул за рулем. Дело было в Казахстане. Переезд через границу был утомительным: очередь, таможенный контроль меня порядком измотали. Очень хотелось спать, но о том, чтобы поставить машину на обочину и передохнуть, не могло быть и речи. Нам положено отдыхать только на охраняемой стоянке, иначе никто не может гарантировать сохранность груза и авто. Я был уверен, что за час доберусь до стоянки. Но глаза слипались, и я то жал на тормоза, то прибавлял скорость. На мое счастье на трассе дежурили сотрудники казахстанской ДПС. Гаишники остановили меня «за непонятную езду». Узнав, в чем дело, штрафовать не стали, а предложили остановить машину возле поста ДПС и передохнуть. Минут через 20 они меня разбудили. И уже бодрячком я поехал дальше.
В другой раз я не смог выбраться из города Канска Красноярского края – заблудился, как говорится, в трех соснах. А однажды вместо того, чтобы ехать на север, оказался на юге – завернул в Казахстан. В таких случаях выручают коллеги – они советуют, как выехать на нужную дорогу.
А в прошлом году в мой день рождения дальнобойщики сделали мне настоящий подарок.
Узнав, что я спешу к праздничному столу, который для меня накрыли мама и супруга, они дали мне зеленый свет. Из радиоэфира сыпались поздравления и все большегрузы, находившиеся в пути от Самары до Туймазов пропускали меня вперед.
Наш земляк в основном доставляет грузы на восток страны. Возит косметику, моторное масло, сахар, пиво, сухие молочные смеси. А однажды ему загрузили лопасти для вертолетов. Вез их под охраной.
За рейс он проезжает больше десяти городов. Среди них – Уфа, Челябинск, Курган, Омск, Иркутск, Чита, Хабаровск... За рулем автомобиля он проводит девять часов в сутки. Поэтому, чтобы быть в форме, делает по утрам зарядку. Отжимается тут же возле машины, а в качестве турника для подтягивания использует крепления для груза. После зарядки – душ, который он принимает... из пятилитрового пластикового баллона. А пока идет тренировка, в мультиварке готовится еда – гречка с тушенкой либо пельмени.
— В основном питаюсь в кафе, но иногда так хочется чего-нибудь домашнего, вот и готовлю себе, когда есть время, – говорит Сафин.
Не скажу, что моя работа полна романтики, но мне она нравится.
Я человек габаритный, но на время командировки маленькая кабина с минимальными удобствами становится для меня настоящим домом, а трасса и дорога – местом работы. Еду, слушаю музыку, любуюсь видами за окном. Приезжаю домой, побуду здесь неделю и уже начинаю скучать по работе.
Оказывается, у дальнобойщиков масса примет.
— Не все в них верят, но на всякий случай стараются их соблюдать. И я в том числе, – продолжает Айдар. – К примеру, в Бурятии при въезде в город Улан-Удэ на трассе растет старое дерево, сплошь увешанное ленточками. Говорят, что они защищают от аварий. Проезжая мимо, я тоже привязываю к его ветвям ленточку. Еще я узнал, что транспортное средство нельзя обходить спереди: это вспугнет удачу. А если будешь считать деньги в салоне, то притянешь штрафы.
Может быть, это выглядит смешно — здоровые дядьки, а занимаются подобной ерундой. Ну и пусть, главное, чтобы они ездили без аварий и происшествий. И всегда возвращались домой к своим любимым детям, женам, матерям.