Дальнобойщики рассказали, почему очереди из фур на границе на выезде из Беларуси держатся так долго.
Почти неделю дальнобойщики, которые пытаются выехать из Беларуси в Европу, по несколько дней стоят в длинных очередях. Проблемы начались на выходных, но до сих пор во всех пунктах пропуска выезда из страны ждет от 100 до 400 машин. Журналистка Sputnik Инна Гришук пообщалась с водителями фур, застрявшими на границе у одного из самых проблемных пунктов пропуска.
2,5 километра за два дня
Очередь из фур в пункт пропуска "Привалка-Райгардас" в среду днем начиналась за 5,5 километров до пограничного шлагбаума и собрала около 300 машин. В выходные она была раза в полтора длиннее. Водители на нервах, но говорят, что им уже не привыкать.
"Вы не к тем людям подошли. Мы вам без матов ничего рассказать не сможем", – говорит житель Гродно Павел и выходит из кабины фуры.
Павел приехал на границу вечером в понедельник - тогда очередь растянулась на шесть километров. В среду днем до шлагбаума оставалось 3,5 километра. Часть из этого времени водитель стоял на девятичасовой паузе, которая в обязательном порядке отводится на отдых и сон.
"Считайте сами – за полтора дня проехал 2,5 километра. Когда смогу попасть в Литву, не знаю. Если бы все программы пограничников работали нормально, оставшиеся 3,5 километра очереди и саму границу можно было бы пересечь часов за 15, но в последнее время это нереально", – рассказывает Павел.
Российский водитель-дальнобойщик Руслан приехал на границу во вторник, и пока Павел стоял на паузе, догнал его в очереди. Он также не питает надежды, что в ближайшие сутки сможет попасть в Литву.
"Висели" белорусские программы
Водители из хвоста очереди, которые приехали на границу в среду утром, рассказали, что с тех пор, как они приехали, стоят на том же месте не меньше четырех часов. Предположили, что какое-то движение начнется ближе к вечеру, когда часть фур встанет на паузу и припаркуются в крайнем правом ряду. Тогда машины из хвоста очереди смогут немного продвинуться вперед.
"Очереди собрались на выходных, тогда были сбои в программных продуктах белорусской таможни. Пока были проблемы, собралось столько машин. Но проблема не только в сбое белорусских программ, до этого – была та же проблема с очередями. Литовцы плохо принимают, а белорусские таможенники не могут оформлять машины", – отметил водитель фуры из Слонима Николай.
"Выехал в рейс на два дня раньше, но все равно понимаю, что не успею на разгрузку. Мы не можем нормально спланировать время рейса, что-то конкретное сказать клиентам", – отмечает водитель.
Очереди из-за нелегальных мигрантов?
Большинство дальнобойщиков сходятся во мнении, что ситуация с очередями на границе на литовском направлении ухудшается, а вот на польском направлении такого нет.
Весной наиболее проблемным направлением тоже считалась Литва. Тогда для грузовых машин открыли дополнительный пункт пропуска "Видзы", чтобы уменьшить очереди в других пунктах пропуска. Весной также тормозить движение фур через границу могли авто, которые перевозили грузы, требующие фитоконтроля на литовской стороне - эта служба не работала ночью. Однако с 1 сентября, она перешла на круглосуточный режим работы. Объективно, ситуация с очередями должна была улучшиться, но этого, по мнению водителей, не произошло.
"Все дело в плохой работе литовской стороны. И дело не в постоянных сбоях их программ. Год назад они жаловались, что у них не хватает таможенников, потому что многие болели коронавирусом. Во время прошлого рейса они мне сказали, что сейчас у них снова не хватает людей, потому что все заняты на охране границы от нелегальных мигрантов. Но такого быть не может. Пограничники – поверю, но чтобы таможенники отправлялись ловить мигрантов – нет", – рассказал Павел.
По словам водителя Руслана, дело в плохой работе литовских служб, которые все делают очень медленно, могут во время смены спать, читать новости в интернете. Об этом говорили многие из очереди. Например, на литовской стороне нормально, когда сотрудник таможни оформляет документы, уходит куда-то на полчаса и только после возвращения, отпускает машину.
"Смотрите, даже когда "висли" белорусские программы и машины оформлялись не за 5-10 минут, а за 40 минут, литовская сторона все равно не успевала принимать фуры, водители стояли по 5-6 часов на белорусской части пункта пропуска, ожидая въезда на литовскую сторону", – говорит Руслан.
Жаловаться бесполезно
Мужчины говорят, что что-то спрашивать и тем более жаловаться на границе – себе дороже.
"Один раз я как-то выступил с претензией. Литовцы отправили машину на углубленный досмотр. У меня новая машина, они стали сверлить в полу дырки, искать сигареты. Лучше промолчать. Они имеют право проверить машину, будут в обуви по спальнику топтаться, ковырять отверткой обшивку. Мы ничего запрещенного не возим, но они недовольным перевернут всю машину", – рассказал один из водителей.
Дальнобойщик Виталий, который стоял на стоянке недалеко от пункта пропуска "Привалка", рассказал, что приехал в Беларусь из Литвы. На той стороне тоже небывалая очередь – мужчина пересекал границу 20 часов. Оформление в пункте пропуска у литовцев и белорусов заняло около часа, остальное время стоял в очереди на подъезде к пункту пропуска.
"Это очень много, такого никогда не было. Почему так долго оформляют? Спрашивать бесполезно, я много лет грузоперевозками занимаюсь. Поверьте", – отметил мужчина.
"Надо уходить на Польшу"
Водитель фуры азербайджанец Шаиг вторые сутки стоит на стоянке в километре от границы. Объяснил, что у него закончилась рабочая неделя, пришлось стать на 48-часовую паузу.
"Через семь часов она закончится, поеду в общую очередь. Не знаю, когда проеду – через сутки – вряд ли успею. Хозяин фирмы уже думает, что нужно проезжать границу через белорусско-польскую границу. Большинство водителей едут через Литву, потому что здесь нет ограничений по количеству топлива в баке, но здесь теряется очень много времени", - поясняет он.
Другой водитель фуры также объяснил, что на польском направлении граница пересекается намного быстрее.
"На "Брузгах" сейчас 300 фур, но там водители пересекут границу раза в три быстрее, чем здесь при очереди в 270 фур. Там хорошо работает и польская, и белорусская таможня. Польскую часть пункта пропуска в худшем случае, если тебя на рентген отправят, пересечешь за 4-5 часов, здесь машины могут после оформления белорусской таможней по 15 часов ждать в пункте пропуска, ждать, когда Литва пустит", – говорит Павел.
Что предлагают дальнобойщики
На вопрос о том, как решить проблему с очередями, многие водители пожимают плечами и говорят, что не верят в какие-то улучшения.
"Хорошо было бы построить большую платную стоянку для фур. Вот есть участок, где несколько лет назад лес сгорел. Можно при желании все организовать, сделать электронную очередь. Водители могли бы остановиться на эти двое или трое суток, душ принять, постирать вещи. Все бы могли отдохнуть, никто бы не психовал", – предложил дальнобойщик Александр.
Другой водитель Сергей пожаловался, что на белоруской стороне водители фур живут практически в полевых условиях. Это трудно, потому что раньше границу можно было пересечь за день, в худшем случае за два, сейчас трое-четверо суток ожидания – это норма.
При этом вдоль дороги нет биотуалетов, есть один на стоянке у родника, но до него далеко, если очередь в 4-6 километров, приходится ходить в лес. А там можно случайно наткнуться на нелегальных мигрантов.
"Вчера я был в шоке. Ходили прямо по дороге, подходили к водителям, просили вызвать такси, чтобы уехать в сторону города", – поделился наблюдениями Сергей.
Также, по мнению водителей, нужно решить проблему с фурами, которые ездят по платным годовым пропускам, которые позволяют пересекать границу без очереди.
"Они все едут в те пункты пропуска, в которых нет электронной очереди, потому что им нельзя заезжать в терминалы пунктов пропуска с электронной очередью. Не знаю почему. С разовой платной бронью можно, а многоразовой – нет. Они все едут сюда, пока мы стоим по трое суток, они успевают по два-три рейса сделать, очередь от этого не успевает продвигаться", – обратил внимание на проблему дальнобойщик Николай.
Очереди из большегрузов на выезде из Беларуси стали снова расти в минувшие выходные. За несколько дней они увеличились почти в десять раз, достигнув во время пика трех тысяч фур.
В понедельник, 11 октября, пресс-служба Госпогранкомитета Беларуси сообщила, что причиной их появления стало обновление таможенных баз данных, которое проводилось 8 октября. Сейчас оформление машин проходит в штатном режиме.