Предприниматели из Татарстана рассказали, сколько получают водители грузовиков в транспортных компаниях и частники, работающие на своей машине.
«Белая зарплата выше 100 тысяч не может быть, потому что на работодателя ложатся НДФЛ, другие платежи в бюджет. Но есть система плюсов, благодаря которой к заработку набегает приличная сумма», — рассказывают эксперты в сфере транспортных перевозок о доходах казанских дальнобойщиков. И на такие деньги их днем с огнем не сыскать. А вот таксисты и даже личные водители зарабатывают совсем немного. О собачьей работе водителей «краснобусов», бесстрашных пилотах частных фур и страдающих от конкуренции жителей соседних регионов и мигрантов таксистах — в материале «БИЗНЕС Online», которым мы продолжаем серию публикаций о реальных заработках в разных профессиях.
Особенно взрывной рост на водителей пришелся на этот год. К примеру, в октябре 2021 года количество предложений в транспортной сфере увеличилось на 113% относительно октября 2020 года
«Еще лет 15 назад водители стояли в очередь к работодателю. Сегодня ситуация поменялась»
Транспортная сфера в Татарстане регулярно входит в топ-10 по спросу на специалистов и в октябре этого года занимала 6-е место по количеству вакансий — такие данные приводит платформа онлайн-рекрутинга HeadHunter. По информации hh.ru, в 2021-м на указанную отрасль приходится порядка 6,6% от общего количества предложений в регионе, причем традиционно высокий спрос на этих специалистов год от года только растет.
Особенно взрывной рост спроса на водителей пришелся на 2021-й. К примеру, в октябре этого года количество предложений в транспортной сфере увеличилось на 113% относительно октября 2020-го. А в целом с начала 2021-го (имеется в виду период с 1 января по 31 октября 2021-го) в Татарстане было опубликовано свыше 10,9 тыс. вакансий для водителей, что почти в 2 раза больше, чем в 2020-м (5,7 тыс.). А вот в ковидном 2020-м спрос стал даже чуть поменьше по сравнению с 2019-м (тогда было 5,9 тыс.).
Из этих 10,9 тыс. вакансий 62% приходится на водителей грузового транспорта и водителей-экспедиторов, 28% — на водителей-курьеров, 8% — на водителей такси и порядка 2% — на персональных водителей.
Взрывной рост транспортной сферы подтверждает и Татарстанстат. Грузооборот автотранспорта в республике по итогам 2020 года составил 8 866,5 млн т·км (тонно-километров), что в 2 раза больше, чем в 2019-м (203,1% к 2019-му). Показатели по итогам текущего 2021-го могут быть еще выше. Так, по данным ведомства за январь – июль этого года, грузооборот автотранспорта в республике составляет 5 989,6 млн т·км, или 120,7% от аналогичного периода рекордного 2020-го.
Вроде бы логично: в Татарстане растет e-commerce, строятся логистические хабы, работают новые агрегаторы такси. Всем им нужны дальнобойщики, водители-экспедиторы, курьеры, таксисты. Эксперты «БИЗНЕС Online» вторят: кадровый голод жесточайший. Например, транспортные компании, по словам наших экспертов, готовы покупать новенькие большегрузы, но ездить на них некому.
«Маленькие фирмы, когда укрупняются, покупают авто под водителя: если находят достойного специалиста, то спрашивают его, какую бы марку авто он хотел, и после этого покупают. Еще лет 15 назад водители стояли в очередь к хорошему работодателю, который платит пусть и не очень большие суммы, зато не обманывает. Сегодня ситуация кардинально поменялась: в сферу грузоперевозок пришел крупный бизнес с почти неограниченными финвозможностями. Это как федеральные игроки, так и татарстанские компании, которые выходят на федеральный уровень, например челнинские „Делко“ и „Лидер Транс“. Они за несколько месяцев способны кратно нарастить свой автопарк, но и они не могут найти водителей. Знаю, что у них очень жесткая конкуренция за водителей», — комментирует казанский индивидуальный предприниматель, перевозчик Владислав Абрамов.
Сколько же сейчас зарабатывают и чем живут представители одной из самых востребованных на рынке РТ профессий? Мы провели серию интервью с экспертами рынка, владельцами транспортных компаний, индивидуальными предпринимателями, водителями — от дальнобойщиков и водителей городских автобусов до таксистов и «личников». Некоторые наши собеседники пожелали сохранить анонимность.
Дальнобойщики: «У компаний требование одно — лишь бы у человека было желание работать»
Доход: 80–150 тыс. рублей в месяц
Одна из самых востребованных категорий водителей — дальнобойщики, водители грузовиков, автопоездов, фур, которые перевозят грузы на дальние расстояния. Она же самая высокооплачиваемая среди «королей баранок». По словам экспертов, платят водителям «длинномеров» порядка 100 тыс. рублей в месяц, а то и больше: все зависит от того, как далеко и как надолго уходит машина. Чем дальше, тем выше зарплата.
Владислав Абрамов, индивидуальный предприниматель, перевозчик:
Сейчас, если Avito открыть, в вакансиях водителям категории Е обещают зарплату якобы в 150–200 тысяч рублей. Но это замануха, таких заработков нет. Белая зарплата выше 100 тысяч не может быть, потому что на работодателя ложатся НДФЛ и другие платежи в бюджет. Но есть система плюсов, благодаря которой к заработной плате набегает приличная сумма. Иногда выскакивает под 150 тысяч рублей.
Есть еще одна практика в больших компаниях: водитель уходит в рейс на два месяца, потом отдыхает две недели. Получается, он четыре месяца работает, месяц отдыхает, т. е. зарплату за четыре месяца надо делить фактически на пять. Итого — 80 тыс. рублей в месяц.
В обязанности дальнобойщика, по словам спикеров, входит не только крутить баранку: ему приходится и проверять на правильность заполнение всех накладных, наличие всех необходимых подписей, печатей и их соответствие. Он также отвечает за груз, чтобы тот пришел непромокший, незамятый, должен проверять его на пересортицу. Наверное, именно поэтому сегодня водителей-дальнобойщиков и водителей-экспедиторов по большей части объединяют в одну профессиональную категорию. Есть и желательные, но необязательные моменты, например умение починить поломку.
«Очень ценятся водители, которые всегда приедут, в дороге могут устранить какие-то мелкие неполадки, хотя и не обязаны это делать. Особенно актуально для маленьких организаций — в крупных компаниях есть спецподразделение, которое ремонтирует машины», — комментирует Абрамов.
График работы у тех, кто занимается грузоперевозками, может очень различаться: от почти офисного, когда утром пришел на работу, вечером — ушел, до рейсов в несколько недель. С появлением тахографов смена дальнобойщика должна составлять около 10 часов: 4,5 часа водитель за рулем, 45 минут отдыхает, потом снова едет 4,5 часа. На деле она куда больше, и причин тут две: во-первых, не на всех маршрутах есть возможность доехать за 4,5 часа до стоянки, на которой можно без опаски оставить автомобиль на ночь. Во-вторых, работодателям просто невыгодны такие простои, а потому они готовы платить штрафы за нарушение режима труда и отдыха, лишь бы машина шла.
«Современные автомобили стоят под 10–15 миллионов рублей, они должны работать 24/7. Компании ставят завышенные нормы пробега, например 1 тысячу километров в сутки ты должен проехать. Нынешний режим труда и отдыха этого не допускает, но организация берет на себя штрафы за нарушение режима, вынуждая водителя ехать, подкрепляет рублем: больше проедешь — больше получишь. Поэтому в крупных фирмах водители в месяц порой по 20 тысяч километров проезжают, это очень много и влияет на безопасность, конечно», — комментирует Абрамов.
Подтверждают подобное и дальнобойщики. Иногда, по их словам, можно и вовсе обойтись без штрафа, если договориться с дорожными полицейскими.
«Раньше как было: едешь себе, едешь, несмотря на тахограф. Остановили тебя, и дальше уже договорился ты с ГИБДД или нет. Договорился — отпустили, нет — штраф. Работодатель брал расходы на себя, ему выгодно, чтобы я гнал. Это везде так. Может, крупные компании вроде „Делко“ или „Деловых линий“ работают по тахографу, а вот небольшие все делают так: им выгодно, чтобы машина шла. Расходы на взятку оплачиваются», — рассказал казанец, который несколько последних лет работал в грузоперевозках.
По словам председателя комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ Сергея Сотникова, средний возраст водителя большегруза — почти 52 года. «Рекорд» установил работник одной из татарстанских компаний, когда ушел с фуры в 71 год. Председатель профильного комитета Торговой палаты отмечает: хорошо бы, чтобы водители выходили на пенсию раньше. Им же трястись в грузовиках, и холод, и поломки бывают. Как они питаются — тоже вопрос. Да и, по словам Сотникова, спрос на людей, которые могут работать руками, очень большой, зарплату дальнобойщика такие специалисты смогут получить и без постоянных разъездов.
Но выбирать компаниям опять же не приходится из-за недостатка кадров. Потому и требования, которые раньше могли предъявить водителю большегруза при найме, — опыт работы, знание устройства машины, опыт работы с сопроводительной документацией, знание крепления грузов — сейчас только условность: берут почти всех.
Сергей Сотников, председатель комитета по грузовым перевозкам и логистике ТПП РТ
Выхода особо нет: почти у всех крупных транспортных предприятий машины в лизинге, и, когда тебе каждый месяц нужно выплачивать определенный тариф, никого не волнует, есть у тебя водитель или нет.
«У компаний сейчас требование одно — лишь бы у человека было желание работать. Мы же и переобучаем на категорию Е, и на стажировку отправляем, на всех крупных предприятиях это есть. Приходится брать хоть кого-нибудь, и люди садятся, едут на страх и риск организаций. Конечно, если уж совсем человек безнадежный, то никто его за руль не пустит. Но если лет 10 назад люди охотно шли в отрасль, то сегодня с дефицитом водителей столкнулась вся страна, в Москве и Питере та же ситуация», — комментирует Сотников. Сейчас, по его словам, в татарстанских компаниях работают водители из Башкортостана, Удмуртии, Самарской области — работодатели устраивают вахтовые смены.
Дальнобойщики со своим авто: «Готовы поехать туда, где можно застрять, пропасть вообще»
Доход: до 200 тыс. рублей в месяц
Среди востребованных дальнобойщиков наши спикеры выделяют отдельную категорию водителей — со своим авто. Как правило, это бывшие наемные водители, которые выкупили или взяли в кредит авто и работают на себя, выполняя единичные заказы. И зарабатывают не в пример больше дальнобойщиков по найму.
Владислав Абрамов, индивидуальный предприниматель, перевозчик
Чистыми в месяц они могут заработать 200 тысяч рублей, «грязными» — 500–600 тысяч. Но есть большое но: водители берут на себя все расходы, в том числе непредвиденные. Топливо на 300 тысяч в месяц оплачиваешь сам. Двигатель сломался — платишь сам (а ремонт двигателя может встать в миллион рублей), коробка полетела — тоже сам.
«На моем опыте было много таких водителей, которые взяли машину в кредит, ездили, все было хорошо, денег много, потом — хлоп! — на ремонт какой-то попали, а денег на него нет. Берут новый кредит, уже на ремонт, потом ломается коробка — еще кредит, теперь на 300 тысяч. Не могут выбраться из долгов, в итоге продают машину, квартиру, лишь бы расплатиться, — описывает специалист. — Обычным людям кажется, что выручка таких ребят — шикарные суммы, но на деле расходы большие. Да и нестабильно все это».
В клиентах у таких частных перевозчиков могут быть как мелкие компании, так и гиганты. Как правило, крупняк подвязывается с крупняком. «Нижнекамскнефтехим», по словам Абрамова, сотрудничает с одним крупным перевозчиком, который может поставить в день на погрузку 100 автомобилей. Там все четко — сроки, объем, оплата с НДС. Если оплата задерживается, то большая транспортная компания легко выдерживает кассовый разрыв.
«Но мелкие компании и индивидуальные предприниматели готовы или предоставлять эксклюзивные услуги (например, доставить небольшую партию товара в отдаленный район), или поехать туда, куда крупные фирмы не едут, допустим, где можно застрять, пропасть вообще», — комментирует Абрамов.
Но и этой категории водителей сейчас очень немного. Плохие времена, по словам Сотникова, наступили примерно с 2014-го, когда курсы иностранной валюты поползли вверх.
«Пробег грузовых автомобилей у них под 150 тысяч километров в год. Представляете, сколько за несколько лет набегает? Машины у многих уже устарели, есть вопросы по безопасности. Их нужно менять, но их стоимость за эти годы выросла в разы. Поэтому те, кто работает на собственном авто, как правило, докатывают, пока машина позволяет, и уходят. И это плохо: у них свой сегмент рынка перевозок, который большие компании не всегда могут закрыть», — рассказывает Абрамов.
Водители на внутрирегиональных перевозках: «Груз принял, опломбировался, ушел — всё»
Доход: 70–80 тыс. рублей в месяц
На втором после дальнобойщиков месте по зарплатам, по словам опрошенных спикеров, водители, которые занимаются грузоперевозками внутри региона. Обернуться туда и обратно до нужной точки они могут за сутки. В хорошей, как говорит Сотников, фирме таким водителям платят порядка 4 тыс. рублей в день. Но ежедневно рейсов может и не быть, поэтому на руки по итогам месяца они получают около 70 тысяч.
Марат (имя изменено) пришел в сферу таких перевозок из обычных дальнобойщиков. Раньше колесил по стране, теперь бывают целые месяцы, когда он не выезжает за пределы Татарстана. Сейчас Марат работает на одного из производителей молочной продукции. Зарплата нефиксированная — ставка идет по 4–5 рублей за км, чем больше наездит в месяц, тем больше получит. В среднем на руки выходит 70–80 тыс. рублей.
«Что входит в обязанности? Груз принял, опломбировался, ушел — всё. С этой пломбой ты неприкасаемый. Что касается режима работы, то, если двигаешься в дальний регион, например в Санкт-Петербург я ездил, по возвращении тебе дадут отдохнуть. Если катаешься по республике, то работаешь почти без отдыха, время есть только поспать. Вечером сегодня загрузился, из Казани ушел, допустим, в Альметьевск. Утром там разгрузился, к обеду вернулся в Казань, и тебя могут снова загрузить. Но меня график устраивает относительно, дело привычки», — рассказывает Марат.
В компании, где работает казанец, есть и система штрафов: «попасть» водители могут за недовоз груза, его недокомплект. На сколько штрафуют — зависит от накладной. Обычно, по словам Марата, цена накладной и есть штраф, например, если в привезенном грузе не будет хватать бутылки молока в 30 рублей — ее и вычтут из зарплаты водителя.
«Бывают еще штрафы за опоздание, но у каждой организации свои правила. Там, где сейчас катаюсь, штрафов за опоздание вроде как нет, а когда возил грузы „Почты России“, там были. Опоздание на полчаса — минус 700 рублей, на час — 3 тысячи рублей, более четырех часов — 10 тысяч рублей», — продолжает водитель.
Катается Марат сейчас на малолитражной «Газели». С уходом на малолитражку вопросов у ГИБДД к нему стало меньше: главное, чтобы на груз имелись накладные и машина была «более-менее целая в плане технического состояния», тахограф на «Газели» не стоит.
Возвращаться к работе дальнобойщика Марат не хочет. «Много бывших работодателей просят вернуться. Толковых водителей сейчас действительно нет, поэтому они пытаются вернуть тех, кто работал раньше, чьей работой они были довольны. Но в дальнобой не хочу: зарплата ненамного выше моей, но живешь-то ты в кабине. Я знаю, ездил так. Приезжаешь домой, 2–3 дня — и снова в рейс. Не только физически, но и морально тяжело — в будке жить. Не знаю, каким заядлым дальнобойщиком надо быть. Хотя и машины сейчас делают хорошие, но все равно это того не стоит», — подытожил Марат.
Водители-курьеры: заработок зависит от сезонности
Доход: 30–150 тыс. рублей в месяц
Согласно данным HeadHunter, на втором месте по востребованности среди работодателей — водители-курьеры: если доля вакансий для дальнобойщиков и экспедиторов составляет 62%, то доля вакансий на водителей-курьеров — солидные 28%. Разброс зарплат в предложении работодателей солидный: от скромных 30 тыс. рублей до нескромных 150 тысяч. Один из опрошенных нами курьеров подтвердил, что зарплатная вилка хотя и не такая большая, но все же есть.
«Получали мы все по-разному, хотя работа была в целом одинаковая: приезжаешь на склад, грузишься, берешь накладные, согласно им едешь на точку и развозишь товары. Зарплата и режим работы зависят от дальности выезда. Не скажу, что работа простая, есть и ответственность. Надо внимательно изучить накладные, выбирать товар по номерам на поддоне, а на месте — самому разгружать коробки в пункты выдачи и смотреть, чтобы остаток не украли, — рассказывает курьер из Казани. — Я на своей машине работал, на „Газели“».
На личном авто работает и Николай. Он тоже трудится курьером, развозит обеды. За три часа работы по будням получает порядка 30–40 тыс. рублей в месяц чистыми.
«Работаю с 10:00 до 13:00, за это время успеваю развезти 10–12 обедов, максимально было 18. Работаю в таком формате три года, компания росла, увеличивался вместе с ней и доход. Амортизацию авто я не считаю, так как много катаюсь и без подработки, на бензин закладываю примерно по 8 тысяч в месяц, но это не только подработка, общие траты, а я часто езжу в пригород. Изначально искал как подработку, главным условием было, чтобы рядом с домом. Нашел и не жалею», — рассказал Николай.
Заработок получается плавающим из-за сезонности: летом, в сезон отпусков, обедов нужно меньше. В остальное время мужчина занимается замером и установкой пластиковых окон. Работать курьером на постоянной основе не хочет, чтобы по вечерам не стоять в пробках.
Водители городского транспорта: «Это, извиняюсь за выражение, собачья работа!»
Доход: 30–90 тыс. рублей в месяц
Опрошенные водители «краснобусов» Казани говорят о средней зарплате в 50–60 тысяч. Все зависит от востребованности маршрута — чем он популярнее у горожан, тем больше плановых выездов. На доход можно влиять и количеством смен. Так, один наш собеседник получал около 90 тыс. рублей в месяц — это 350 часов работы, каждая его смена длилась 15 часов. Работодатели на такое нарушение просто закрывают глаза — другого выхода нет, в Казани не хватает водителей. «Везде висят объявления о приеме на работу с обещаниями высокой зарплаты, в соцсетях кричат: „Автобусники“ — наездники, так много получают“. Но это, извиняюсь за выражение, собачья работа! Чтобы заработать 90 тысяч, я 6 дней в неделю вставал в 4 утра и приезжал домой в 11 ночи. Пять часов сплю — и снова на работу», — говорит наш собеседник. В этом году он уволился и теперь работает на фуре — и зарплата больше, и стресса меньше. Действующий водитель автобуса заявил о заработке в 60 тыс. рублей в месяц. График у него плавающий, работает 4–5 дней в неделю. Из парка он выезжает в 5:30 и заезжает обратно в 19:00. «В принципе, отбора никакого нет, просто приходишь на обучение, есть автошкола на территории предприятия. Медкомиссия обыкновенная в поликлинике. Большинство желающих после обучения могут там работать», — пояснил он.
Наш следующий собеседник был водителем трамвая и получал 30–35 тыс. рублей в месяц. Он ездил строго пять дней в неделю, выходить на дополнительные смены и подменять кого-то отказывался — время с семьей дороже. «Там можно и больше получать, но все зависит от твоего организма. Приезжают водители из ближнего зарубежья, у них выходит и по 60–70 тысяч рублей в месяц. Но они и работают как кони, можно сказать, с утра до вечера. Конечно, не разрешается, но на это просто закрывают глаза. Таких работников было много. А я трудился только во вторую смену, с 14:00 до 23:30», — рассказал мужчина.
Судя по опубликованным на сайтах объявлений вакансиям, водителям троллейбусов МУП «Метроэлектротранс» предлагает зарплату от 35 тыс. до 60 тыс. рублей в месяц. Из требований — наличие водительского удостоверения категории «Троллейбус» и прохождение медицинского осмотра.
Таксисты: «Сотку поднять можно, но это тяжело»
Доход: до 120 тыс. рублей в месяц
На такую, казалось бы, активную сферу, как такси, приходится менее чем каждая 10-я вакансия в сфере транспорта. Согласно данным HeadHunter, с января по август этого года количество вакансий для водителей такси составило 8% от общего числа в транспортной сфере. Что касается денег, то предложения работодателей иногда «бьют» даже доходы некоторых дальнобойщиков — обещают и 80 тыс., и 100 тыс., и даже 120 тыс. рублей в месяц. Опрошенные нами инсайдеры «приземляют» цифры.
«Вот у меня, например, своя машина, работаю через автопарк с „Яндекс.Такси“. Я чаще работаю на процентах — могу взять заказ, могу не взять, но если принимаю, то агрегатор и парк берут процент с каждого выполненного мною заказа. У „Яндекса“ это 17–18 процентов от стоимости поездки, плюс таксопарк берет 3–4 процента. Итого — минус 20–22 процента от стоимости поездки. Если она вышла на 100 рублей, например, то с вычетом процентов и стоимости бензина в кармане у таксиста остается 60 рублей. Бывают выходные, когда покупаю смену на 12 часов: если выполнишь 40 заявок за это время, то гарантированно получишь 7 тысяч рублей. Вычитаем стоимость смены (650 рублей), бензина (примерно 1,5 тысячи рублей). Итого на руки — около 5 тысяч рублей. Если, конечно, работать так чуть ли не каждый день, то сотку поднять можно, но это тяжело», — делится с нами казанский таксист, пожелавший остаться неназванным.
«Если вижу, что пробки или цены низкие, я не выхожу. Иногда катаюсь по паре часов, чисто заправиться, иногда в плюс. В день уходит примерно тысяча рублей на бензин, бывает, получается растянуть ее на два дня. Среди моих знакомых нет тех, кто безвылазно в машине, все равно пару выходных дней на неделе они себе устраивают», — говорит наш эксперт.
Другая ситуация, по его словам, у тех, кто арендует авто: там не расслабиться — к бензину и процентам или покупке смены добавляется ежедневная плата за аренду машины. С покупкой смены и выполнением нужных для гарантированного заработка 40 заказов на руках остается около 2,5 тыс. рублей в сутки.
«Совсем небольшие деньги, но люди почему-то идут, работают. И на дорогах их немало: брендированные машины, как правило, арендные, посмотрите сами, сколько их в городе. Но условия могут быть разными: может, человек работает на выкуп автомобиля и думает, что через год-два авто достанется ему, или жалеет свою машину. В любом случае работа на арендном автомобиле — достаточно частая практика», — замечает наш собеседник.
Чаще всего в такси идут люди без образования и квалификации. Для ряда водителей такси это занятие временное: они понимают, что перспектив не будет, и занимаются чем-то еще — изучают иностранные языки, программирование. Для других такси — подработка: есть пара часов или свободный выходной — почему бы не докинуть в семейный бюджет несколько тысяч.
Устроиться в такси можно самозанятым или через парк. Но в любом случае агрегатор попросит предоставить документы: права (опыт не меньше трех лет), паспорт, все документы на авто. А дальше — просто скачиваешь мобильное приложение и берешь или не берешь заказы.
И, хотя спрос на таксистов еще есть, судя по опубликованным на рекрутинговых площадках вакансиях, рынок очень «поджался». «Ценник на поездку в такси не меняется уже давно. Несмотря на то что последний год ценники на недвижимость, машины, даже продукты выросли очень значительно. Может быть, они потому не поднимаются, что очень много людей работают в такси: помимо казанцев, есть и мигранты, которые тоже садятся за руль, много машин из близлежащих регионов типа 12-го (Марий Эл) или 21-го (Чувашская Республика). Они просто валят рынок. Так что заработать все труднее», — подытожил мужчина.