← Топливо, масла и автохимия

«Последствия могут быть самые страшные!»: общественники проверили дизтопливо на заправках Владимирской области

Фото: Сергей Федяев

В зоне внимания - дизельное топливо. Не секрет, что некоторые предприниматели «грешат» продажей зимой летней солярки. «Владимирские ведомости» вместе с общественниками отправились в рейд по АЗС на востоке Владимирской области.

«Мы едем смотреть, какое топливо сейчас на рынке. Нам уже поступали жалобы по качеству дизтоплива в Вязниковском и Ковровском районах, - говорит руководитель общественного движения «Убитые дороги Владимирской области» Сергей Федяев. - В июле мы получили запрос проверить бензин на АЗС известной сети, выехали в рейд во Владимире. Но топливо оказалось качественным. Однако на рынке все таки есть недобросовестные операторы, которые продают контрафакт. Тогда из пяти точек две попались на продаже некачественного топлива. Исходя из того, что мы визуально видели, сегодня зимнего топлива практически нет. Хотя есть маркировка межсезонного».

Рейд начинается с этапа отбора проб на АЗС, о чем ревизор сразу сообщает продавцу: «В рамках общественного контроля мы приобретем у вас дизельное топливо для экспертизы. Пробейте, пожалуйста, четыре литра». На первой точке – «Опти» в деревне Лихая Вязниковского района – нас встретили спокойно.

Порядок отбора проб четко определен регламентом. Во время процедуры присутствует представитель заправки. Затем горючую жидкость разливают в чистую сухую стеклянную тару, герметично закупоривают пробками или винтовыми крышками, в конце – пломбируют. Важный элемент – наклейка этикетки на бутылку, которая «задокументирует» исследуемый материал. В нашем случае емкостей четыре: одну пробу общественники оставляли на заправке, вторая – арбитражная, две оставшиеся - для испытаний в независимых лабораториях. На случай разногласий пробы нефтепродукты хранят 45 суток со дня отбора.

По словам председателя правления ВРОО «Контроль качества топлива 33» Александра Пронякина, лаборанты проверят топливо на соответствие маркировке. Каждый вид топлива, утверждают специалисты, имеет определенную температурную черту, при которой еще способно проходить через фильтр:

– При температуре ниже минус 5 градусов летнее топливо мутнеет, а при минус 10 замерзает. Дизельное топливо класса ДТ-Е (межсезонное) имеет предельную температуру фильтруемости не выше минус 15 градусов по Цельсию. Фильтруемая температура ДТ-Л (летнего) не превышает минус 10 градусов. У зимнего топлива – цифра не выше минус 20 градусов.


То есть летняя солярка зимой превращается в желеобразную субстанцию. Определить обман можно даже «дедовским» способом: поместить сосуд с приобретенным на заправке горючим в морозилку, а через несколько часов проверить, не превратилось ли жидкое вещество в твердое. Загустевшее топливо — это не только вероятность технических неисправностей авто.

Как пояснил Сергей Федяев,

«если топливо не соответствует заявленной маркировке, например, «межсезонка» оказалась летней соляркой, двигатель автомобиля может заглохнуть, и вы останетесь наедине с этой проблемой - на трассе, в лесу...

Последствия могут быть самые страшные! Знаю случай, когда водитель отогревал топливную систему паяльной лампой и погиб от переохлаждения. А представьте на секунду, что с вами в машине дети. Опасно, когда автомобиль заправлен не по сезону, делать маневры, особенно - обгон. Вы рассчитываете на ускорение, а автомобиль не ускоряется, возникает чувство как будто что-то его удерживает за задний бампер. А впереди - автомобиль вам навстречу! Операторы, которые зимой продают топливо не по сезону, на мой взгляд, совершают должностное преступление и по их вине совершаются ДТП, гибнут люди».

Кстати, на одной из остановок во Мстере один из дальнобойщиков сказал нам, что уже попадал в такую ситуацию - в Мурманске. «Мороз был около 42 градусов! А я застрял».

Водителю микроавтобуса Сергею Макарову тоже есть чем поделиться:

«Заправлялся на АЗС всем известной сети. Перевозил людей на работу и домой. Вставал прямо на трассе. Двигатель немного прогреется «на холостых», какое-то время все нормально, потом опять встаем! Ужас! Но все же машины у всех разные. Например, на современных авто чаще установлен система подогрева топливного бака, что обезопасит от таких случаев. А вообще, если понял, что залил «лето», то топливо с бака придется сливать. Некоторые пытаются греть. Такой способ называется факел. Но это опасно».

План на рейд - больше восьми точек. В список попала АЗС «Fuel Energy» в Вязниковском районе. Водители жаловались общественникам, мол, именно здесь вместо «межсезонки» продают летнее дизтопливо. И вот на этой заправке нас встретили не радушно. Оператор от подписи в документах отказалась: «Я не буду расписываться, а то вы меня потом налогами обложите!». Ревизоры отметили, что на данной АЗС при морозе больше минус 18 градусов продолжают продавать летнее дизтопливо. Там же активисты выявили колонку с запрещенным печным топливом. Как выяснилось, действующие нормативы не обязывают продавцов зимой изымать из торговли летнее топливо. Выбор отдали «на откуп» потребителям. Но многие просто подъезжают к колонке с надписью ДТ, не задавая вопросов и не требуя паспорта качества. А зимнего варианта солярки могут и вовсе не предложить.

Удивила АЗС №2 в Мстере. Место атмосферное, особенно для съемок какого-нибудь кино об ушедшей эпохе. На заправке до сих пор стоят советские колонки, на будке кассира - зеркальное стекло. Жалоб на эту точку в ВРОО не поступало. При нас один из водителей положительно оценил здешнее топливо.

В Мелехово на заправке «Максойл» разница качества топлива видна «на лицо». Покупаем зимнее дизтопливо – оно прозрачное, совершенно без пены. Такая же ситуация на АЗС «Опти» на выезде из Камешкова. Завершаем наш рейд в Коврове. Заехали за образцами в АЗС «Сервис ВИП». Топливо опять с пеной. Кроме того, здесь столкнулись с еще одной неприятной неожиданностью: нам не долили около литра. Со слов сотрудника заправки, такая погрешность произошла из-за возможной неисправности старых колонок.

Предварительные результаты рейда общественники уже озвучили:

«На всех заправках проверяемое топливо оказалось межсезонным. На одной АЗС показатель серы оказался выше норматива. Также мы брали один образец топлива, указанного как летнее, оно оказалось межсезонным. Эти пробы мы отвезем в аккредитованную лабораторию», – прокомментировал Александр Пронякин.

Активисты считают: на АЗС водителям в зимний период должны предоставлять альтернативу между межсезонным и зимним дизтопливом в зависимости от направления движения. Главная цель таких рейдов – улучшить обслуживание на заправках, а также еще раз обратить внимание самих автолюбителей на важность выбора качественного топлива.

Валерий Тимергалина