← Дороги, инфраструктура

Дорога для своих. Как дорога в Кузбассе для всех стала лишь для угольщиков

pixabay.com

Дорога, построенная угольщиками якобы для народа, оказалась корпоративной. С 10 января на месте «второго пути» из Новокузнецка - шлагбаум, пропускная система и в перспективе КПП.

«Подразнили и закрыли»

Новость о том, что движение по дороге Ясная Поляна - Недорезово перекрыто и впредь она используется только для служебного транспорта, взбудоражила жителей юга Кузбасса, и в первую очередь новокузнечан. «Подразнили и закрыли», «Всё для людей, молодцы», «Достаточно ощутимый облом!» - так комментируют новость кузбассовцы, и это ещё самые мягкие высказывания.

Два года они пользовались вторым выездом из города. И было чему радоваться: из Новоильинского района до кемеровской трассы по полям без светофоров стали долетать за 30 минут - раньше тащились через два городских района по пробкам часа полтора. В первом случае расстояние 30 км, во втором - 55 км. Сельским жителям Новокузнецкого и Прокопьевского районов ещё удобнее: расстояние между Недорезово и Ясной Поляной по новому пути 16 км, по старому (через с. Терентьевское) - 49 км. Этим объясняется народное негодование. Парадокс в том, что в 2018 г. власти анонсировали эту дорожную стройку как продукт партнёрства с угольным предприятием и важный социально значимый объект для региона.

На участок длиной 9 км частная компания собиралась потратить 300 млн руб. «К лету 2019 г. вместо накатанной тропы появится автомобильная трасса третьей категории - для общественного транспорта... После завершения строительства для транспорта появится второй путь в Новокузнецк», - сообщалось в пресс-релизе областной администрации. Так и вышло. Не дождавшись официального открытия, автомобилисты рванули осваивать новую трассу. Вскоре и навигаторы стали направлять по ней.

Частная и технологическая

Почему не были выполнены намерения открыть этот участок для общего пользования? «По информации ООО «Разрез Южный», решение о необходимости строительства этого участка автодороги принималось с целью сокращения времени доставки работников разреза, проживающих на территории Прокопьевского округа, Прокопьевска, Киселёвска, до места работы в пос. Недорезово, а также с целью более безопасного маршрута следования до места работы.

Решение о необходимости строительства этого участка автодороги принималось с целью сокращения времени доставки работников разреза.

Объект «Частная автомобильная дорога Ясная Поляна - Недорезово» категории технологическая, протяжённостью 8,071 км, был введён в эксплуатацию на основании разрешения, выданного департаментом жилищно-коммунального и дорожного комплекса Кемеровской области 22 ноября 2019 г.», - рассказал министр угольной промышленности Кузбасса Олег Токарев. По его словам, на следующий год предприятие обратилось в областную администрацию с просьбой о безвозмездной передаче дороги на баланс региона.

«В ответе комитета по управлению государственным имуществом Кузбасса от 29 мая 2020 г. указано на невозможность принятия автодороги в государственную собственность в связи с тем, что объект не отвечает требованиям, предъявляемым к дорогам общего пользования»,

- резюмировал министр.

Следующим шагом к шлагбауму стало представление прокуратуры Прокопьевского района в ноябре 2021 г. об ограничении движения автотранспорта. В дирекции автодорог Кузбасса также пояснили, что этот участок никогда не являлся дорогой общего пользования. «Так как на этой дороге не представляется возможным обеспечить безопасность движения для пассажирских автоперевозок, предприятию пришлось ограничить движение по ней», - прокомментировали ситуацию в ведомстве.

Привычка перекрывать

«В Кузбассе остро стоит вопрос вывода технологического транспорта с дорог общего пользования, - говорит депутат Загорского поселения Новокузнецкого района, член экологического совета Юрий Бондарь. - Каждая дорога - это объект капстроительства, она имеет паспорт, допустимую нагрузку. Это зачастую не учитывается. До ремонта на кемеровской трассе колея была по колено из-за грузовиков. Ремонт делали за федеральные деньги, а продолжают пользоваться угольщики.

Другая проблема: даже если угольщики построили дорогу для людей, возникают сложности с её постановкой на баланс. Тот же костёнковский участок, который угольщики построили для общего пользования пару лет назад (взамен перекопанного ими), до сих пор не могут передать в областной дорожный фонд. А ведь по большому счёту людям всё равно, кому дорога принадлежит: была бы только в надлежащем состоянии, вовремя чистилась, ремонтировалась».

В качестве положительного примера эксперт приводит нашумевшую дорогу на Апанас. Напомним, жители опасались, что её вовсе перекопают (как костёнковскую). «Проблему озвучивали на разных уровнях и наконец договорились с угольщиками: прошлым летом они заасфальтировали принадлежащий им участок. Следующий этап - добиться, чтобы с дороги убрали большегрузы, построили для этого «технологичку», - рассказал депутат.

Надобность отпала?

Возможно, причина в непринятии на баланс частного участка в том, что, пока он строился и оформлялся, надобность в нём отпала: появился другой проект - Шарап-Восточный, проходящий практически параллельно уже построенной дороге. Стоимость трассы протяжённостью 9,4 км оценивалась в 2020 г. В 1,2 млрд руб. (надо полагать - бюджетных). Из плюсов отмечается, что для новокузнечан время в пути до аэропорта и кемеровской трассы сократится в три раза.

В настоящее время идёт проектирование, стройка ещё даже и не начиналась, поэтому и когда закончится - неизвестно.

А пока новокузнечанам приходится делать крюк. Чтобы, когда короткий «бюджетный» путь вновь появится, автомобилисты прониклись большей благодарностью за заботу о них.

Анна Иванова