← Автомобильные грузоперевозки

Скопление грузовых фур на погранпереходах Польша — Белоруссия постепенно рассасывается

https://www.newkaliningrad.ru/

На самом крупном пункте пропуска в Козловичах завершились протесты активистов. Сейчас дальнобойщиков стали пропускать, в очереди остается около 200 фур

Пробки из фур на погранпереходах между Польшей и Белоруссией медленно, но верно разъезжаются. На КПП «Бобровники» в среду стоит более 500 грузовиков.

На самом крупном пункте пропуска между Европой и Таможенным союзом — в Козловичах — завершились протесты активистов. Сейчас дальнобойщиков стали пропускать, в очереди остается около 200 фур.

Параллельно страны Балтии и Польша призвали ЕС запретить российские и белорусские грузоперевозки.

Дальнобойщик Сергей везет тент. На границе Польши и Белоруссии, на КПП «Берестовица — Бобровники» под Гродно — стоит уже несколько дней. Сейчас, по оценкам Госпогранкомитета Белоруссии, там застряло более 500 фур. Прогресс есть — еще три дня назад было более 600. Здесь самая тяжелая ситуация: как указывает белорусское ведомство, в день в сторону Польши проходит только треть от прежней нормы водителей. В таких условиях приходится налаживать быт, коллеги-дальнобойщики выручают друг друга, рассказывает Сергей. Он попросил изменить ему голос:

«Ситуация нервозная. С польскими номерами еще как-то пропускали, с российскими — проблемы. Делимся, если у кого-то чего-то не хватает: вода, хлеб, сигареты. В очереди стоишь долго — сигареты у всех заканчиваются быстро, а курящих много — работа нервная. Идут навстречу: если день рождения, то, пожалуйста, поезжай на границу, человека очередь пропускает. Ну а так — все стоят в одной очереди: и скоропорты, и не скоропорты, рефрижераторы, тент. С понедельника вечера я прошел 24 километра, передо мной еще 4 километра. По дорогам Польши не очень просто: в том плане, что и пальцы показывают, и подрезают — легковые. Грузовики не подрезают, а легковушки как взбесились».

По соседству, под Брестом на КПП «Козловичи», еще два-три дня назад положение было еще хуже. 19 марта в девять утра на пункте пропуска начались протесты активистов с украинскими флагами. Они разбили палатки прямо на дороге около въезда на платежный терминал и не пускали фуры с российскими либо белорусскими номерами. Акции были запланированными, заранее вывешивали объявления, говорят в транспортных компаниях. Польская полиция разгонять активистов не спешила, хотя в соцсетях можно найти несколько записей задержаний. Бизнес перевозок кто мог, перенаправил водителей на пункты между Литвой и Белоруссией. Очередь из фур на КПП «Козловичи» в разное время колеблется в пределах 30-45 километров, рассказал руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России Евгений Дятлов:

Евгений Дятлов, руководитель отдела закупок по международным перевозкам FM Logistic в России:

«Пропускная способность паспортная — 1200 машин в день. Но во все эти дни — с 19-го по 22-е, в течение суток пропускная способность была снижена до 50 автомобилей. В основном оформление автомобилей с грузами происходило в ночное время, днем были пикеты. Сейчас ситуация улучшается: примерно пропускная способность — 200 автомобилей в день. В целом, конечно, это серьезный удар по логистике. Все-таки самый крупный пункт пропуска между Европой и Таможенным союзом. Сейчас среднее время ожидания на всех пунктах пропуска — от двух до трех дней».

Коллапс на польско-белорусской границе по большому счету не заканчивался еще с ноября прошлого года, когда сотни мигрантов с Ближнего Востока обосновались на КПП «Брузги», что привело к международному скандалу. Тогда же начались первые заторы на «Бобровниках». Дальше может быть хуже. Страны Балтии и Польша призвали Евросоюз запретить российские и белорусские грузоперевозки, написал в соцсетях глава Минтранса Литвы Мариус Скуодис. Альтернативы этим маршрутам есть, но о них даже думать не хочется, говорит руководитель отдела грузовых автоперевозок Хекни Group Russia Александр Борисов. Он также работает с водителями, застрявшими в Козловичах:

Александр Борисов, руководитель отдела грузовых автоперевозок Хекни Group Russia:

«С начала событий конца февраля об этом идут разговоры, и страх перед этим достаточно велик. Альтернативные пути в принципе существуют: паромные переправы, есть маршруты через север Европы, то есть через Финляндию. Если там безвыходная ситуация, можно пересечь границу где-то и выйти через Турцию, а потому вокруг Черного моря, но это, конечно, какие-то апокалиптичные сценарии. Если будет местами перекрыто движение, это очень сильно, конечно же, осложнит все ситуацию. Это сто процентов приведет к огромным трудопотерям в плане перевозок и увеличения стоимости, потому что стоять месяцами на границе невозможно».

В начале недели, по данным Госпогранкомитета Белоруссии, в очереди на КПП «Козловичи» стояло более 700 дальнобойщиков. Во вторник, в самый напряженный день, через КПП прошло всего 14 фур. К четвергу, когда протесты активистов закончились, дело пошло — на границе остается еще около 200 фур. Нервы у водителей на пределе, не поспать ни днем, ни ночью — очередь медленно, но двигается.

Евгений Перельчук