Ни антироссийские санкции, ни рекомендации МВД «облегчить жизнь региональным транспортным перевозчикам» не отменили традиционные ежегодные весенние ограничения на дорогах для большегрузов.
Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Приморского края вступает в силу с 15 апреля и будет действовать до 14 мая. По словам перевозчиков, на этот период транспорт, идущий с превышением предельно допустимых нагрузок на оси, в регионе может просто встать.
Ездить можно, но сложно
Проблема весенне-осенних ограничений для транспортных перевозчиков стоит довольно остро, особенно сегодня, в силу сложившейся экономической ситуации в стране. Данный вопрос профильные краевые департаменты рассматривают уже несколько лет подряд. Но воз, как говорится, и ныне там.
Речь идёт о введении ежегодных сезонных ограничений для большегрузного транспорта. В рамках приказа регионального Минтранса целый месяц на дороги, которые строились под нагрузку 10–11,5 т на ось, запрещено выезжать на транспорте с нагрузкой более 6 т для одиночных осей, по 5 т для двухосных тележек и по 4 т для трехосных тележек. На дороги, рассчитанные под нагрузку 6 т на ось, допустимые показатели будут 5 т для одиночных осей, по 4,5 т для двухосных тележек и по 3,5 т для трехосных тележек.
При этом власти Приморья подчеркивают, что ограничения не распространяются на перевозки определенных категорий товаров, а остальные вполне себе могут получить специальное разрешение.
Так, в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Приморского края пояснили: «Весенние ограничения не запрещают выезд транспортных средств на автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2200 установлены предельно допустимые нагрузки на оси транспортных средств, в случае превышения которых необходимо получать специальное разрешение на движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств». В ведомстве также сообщили, что при получении специального разрешения перевозчикам необходимо вносить плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам.
«Лично я и мои коллеги-перевозчики вообще не знаем, где брать эти разрешения, их просто не дают. Тралы, которые идут из центра России к нам по "спецразрешениям", никаких разрешений не имеют. Спрашивал. Пожимают плечами, говорят, мол, нет этих разрешений. Идут на свой страх и риск»,
— рассказывает владелец транспортной компании из Находки.
Директор компании «Фрахт» Геннадий Веретельников поясняет: чтобы получить разрешение, надо пройти множество административных процедур — таких как регистрация, заявление, оплата госпошлины 1600 рублей, потом выбирается маршрут, и хозяева дороги рассматривают и принимают решение о согласовании. «Но ведь весенние ограничения вводит каждый как хочет. По региональным дорогам нагрузка на ось 3,5–6 т. При этом пустая машина дает 5–5,5 минимальную нагрузку. Поэтому, дадут ли разрешение? Большой вопрос. Своим приказом местная власть на период действия ограничений останавливает практически все грузопотоки. Кроме тех, на кого оно не распространяется, а их единицы. Большинство перевозчиков остается без разрешений», — говорит собеседник издания.
Отметим, что в автопарке перевозчиков числится 934 машины, из которых 727 зарегистрировано на индивидуальных предпринимателей и 207 — на юридические лица.
По словам председателя профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края Петра Куприянова, в общем объеме сфера перевозчиков включает около 16 тыс. водителей, большинство из которых на период «весенних ограничений» просто могут остаться без работы.
Попробуйте довезите
Напомним, МВД России рекомендовало региональным ГИБДД «по возможности отказаться от применения штрафов за незначительные нарушения» водителей большегрузов. Москва понимает текущую обстановку в условиях санкций, и старается облегчить жизнь перевозчиков.
«Москва рекомендует «сильно не наказывать перевозчиков», понимая и так непростую ситуацию, которая сложилась в России и всем мире. Но у нас на местном уровне всё как всегда — решения принимаются по принципу «страна в стране»,
— говорит владелец транспортной компании из Находки.
Предприниматель поясняет, что сейчас дальнобойщику импортную машину стало содержать еще сложнее: например, нет нужных запчастей, а те, что есть, выросли в цене за месяц на 30–40%:
«Сужу по запчастям, которые сам заказываю. Расходники подорожали, масла, пластические смазки. Одним словом, легче не становится. Это только кажется, что дальнобойщики зарабатывают бешеные деньги. Я тесно связан с перевозками, сам вожу грузы, зарабатывать становится практически невозможно. Логистики нет от слова «совсем», а то, что есть, — не логистика, а сплошные препоны. В регионе должны уже наконец понять, что всё в стране и мире меняется, и перестать ставить «палки в колеса». Но вопреки рекомендаций Москвы нам помогать местные опять вводят ограничения. И в апреле мы все просто встанем «в стойла», так как ни один здравомыслящий рисковать не будет. А потом смотрим на цены и удивляемся — почему гречка подорожала, сахар? А вы их попробуйте довезите этой весной».
«По федеральным дорогам ограничения не вводятся, но там свои моменты. Города рулят как хотят,
— рассказывает Геннадий Веретельников. — На днях Хабаровск взял и ввел максимальную нагрузку на дорогу 3,5 т на ось. То есть доезжаешь до города и встаешь. Дошло до маразма: мы занимаемся по контрактам перевозкой и не можем транспортировать груз, если не уплатим за 11 км 18 тыс. — заплати и дадут разрешение. То есть если не заплатишь — то ты преступник. А заплатишь — тебя пропустят. Если заплатил деньги, машина дорогам вред уже не причинит? Пролетит по воздуху?».
Он приводит в пример еще одну ситуацию: везет человек груз из Хабаровска во Владивостокский торговый порт, по федеральной трассе все нормально, его 10 т укладываются в законные рамки. Он доезжает до пригорода, начинается региональная дорога, которая вчера была 10 т и вдруг стала ограниченная 6 т. Выбор невелик — или останавливаться и бросать груз прямо в поле, или ехать дальше на свой страх и риск. В этом случае перевозчик автоматически попадает на перегруз и на штраф в 400 тыс.
«На фоне распоряжения правительства страны облегчить жизнь перевозчикам, особенно в сегодняшней непростой ситуации, никаких послаблений от местных чиновников в наш адрес нет. Напротив, из-за ограничений, чтобы проехать и ничего не нарушить, нужно ездить пустым. Или рискнуть нарваться на штраф. Кто будет возить воздух или работать себе в убыток? Проще отказаться от любых перевозок. Кому от этого лучше? Явно не населению, которое потом задается вопросами — откуда такое удорожание логистики. А логистики у нас нормальной давно нет и, судя по всему, даже не предвидится», — резюмирует Геннадий Веретельников.